На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новые Известия

1 315 подписчиков

Свежие комментарии

  • Античубайс777 родионов
    Разрешите вас перебить", — обратился Штирлиц к группе беседовавших  иностранцев в руководстве российских компаний. Вы...Иностранцы в руко...
  • Любовь Русяева
    Рано радовались!ВОЗ приняла резол...

Каким будет первый российский стелс - бомбардировщик будто бы 6-го поколения

Виктор Кузовков

В России началась постройка первого стратегического стелс-бомбардировщика. Как сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источники в ОПК, первый опытный образец машины начали собирать на одном из авиационных заводов, входящих в структуру ОАК. Завершена разработка конструкторской документации, самолет в чертежах приобрел свои более-менее законченные очертания. Таким образом, программа ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации) вступила в свою завершающую стадию.

Разумеется, все работы по перспективному стратегическому бомбардировщику велись под грифом «совершенно секретно». Но все-таки об облике новой машины нам немного известно. И не только об облике, но и о предполагаемых её характеристиках.

Прежде всего, известно, что новый стратегический бомбардировщик будет сделан по схеме «летающее крыло», чтобы максимально уменьшить его эффективную отражающую поверхность. Внешний вид одного из макетов нового самолета утек в СМИ ещё в 2017 году, хотя полностью исключать возможность намеренной дезинформации, конечно же, не стоит.

Также известно, что машина будет дозвуковой, то есть, её крейсерская скорость будет варьироваться в диапазоне 800-900 километров в час, а максимальная вряд ли сильно превысит тысячу км/ч. На это есть прямое указание: в 2018 году на сайте госзакупок появился тендер на опытно-конструкторские работы по двигателю для ПАК ДА. Базовые требования к двигателю исключали вероятность его установки на сверхзвуковую машину, следовательно, нам остается только один вывод – ПАК ДА будет дозвуковым.

Также отмечалось, что двигатель должен иметь срок службы не менее 12 лет, работать в широком диапазоне температур от -60 до +50 градусов Цельсия, выдерживать, в том числе, и отрицательные перегрузки, а также обеспечивать беспосадочный полет длительностью до 30 часов.

Помимо формы, невидимость для радаров предполагается обеспечивать за счет широкого применения композитных материалов, а также специального покрытия, разработанного российскими учеными. Также предполагается наличие интегрированной системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), способной подавлять электронику вражеских самолетов и системы самонаведения зенитных ракет и ракет «воздух-воздух».

В целом, можно констатировать, что работы, начатые в 2009 году, преодолели очень важный рубеж. Теперь мы с уверенностью можем говорить о том, что новый стратегический бомбардировщик уже скоро (относительно, конечно) станет реальностью. Точные сроки появления новой машины в строю пока, конечно, прогнозировать рано, но теперь это действительно вопрос финансирования и упорства.

В то же время, есть много мифов, которые окружают данную машину. Остаются и вполне серьезные вопросы, касающиеся её возможного боевого применения. В частности, в последнее время появилось много вбросов на тему того, к какому же поколению стоит относить ПАК ДА. Очень много горе-экспертов поспешили объявить новый российский бомбардировщик машиной «шестого поколения». Но это, конечно же, не так, и подобная нумерация не выдерживает ни малейшей критики.

Строго говоря, пока даже не сформулированы требования к этому самому «шестому поколению». Кто-то говорит о гиперзвуковой скорости, кто-то упоминает возможность выхода в ближний космос, кому-то важна способность машины летать вообще без пилота… В общем, критериев довольно много, устоявшегося стандарта просто нет ни в одной армии мира, ни одна технологическая школа ещё внятно не определила, каким же оно должно быть, это самое «шестое поколение». Но мы уже спешим причислить к нему свой самолет, который по своим характеристикам не сильно выходит за рамки уже привычного нам пятого.

Объективно, возможности ПАК ДА вряд ли будут сильно превосходить возможности американского B-2 «Spirit», который «встал на крыло» в далеком 1989 году. Похожая форма, дозвуковая скорость полета, сопоставимая дальность, боевая нагрузка, возможности вооружения. Возможно, новая авионика и вооружение сулят нашему бомбардировщику какое-то превосходство на первом этапе, но очевидно, что американцы смогут довольно быстро наверстать отставание с помощью обычной модернизации. На этом фоне заявления о «следующем поколении» выглядят не очень оправдано, и это ещё мягко сказано.

Много вопросов, если не сказать нареканий, вызывает у экспертов то, что новое детище КБ «Туполев» будет дозвуковым. Многие считают, что это настоящий шаг назад в сравнении со стоящим на вооружении бомбардировщиком Ту-160. Соответственно, критики не принимают отвергают новую машину уже на уровне концептуального выбора, не говоря уже о каких-то частностях.

Но рискну утверждать, что это не от большого знания предмета. Для начала скажу парадоксальную, может быть, вещь: сверхзвуковой Ту-160 в любой модификации является более медленным, чем его более ранние стратегические собратья, американский B-52 и российский Ту-95. Дело в том, что сверхзвук на Ту-160 если и используется, то только в крайних случаях, например, когда нужно максимально быстро преодолеть участок, контролируемый вражеской истребительной авиацией. Форсированный режим двигателей ведет к очень значительному перерасходу топлива и напрямую влияет на возможность бомбардировщика достигнуть назначенной точки пуска ракет и вернуться на свою базу. А раз так, сверхзвуковой Ту-160 в идеале ни разу за боевой вылет не переходит на сверхзвук, и такая возможность остается лишь бонусом, обеспечивающим выживаемость. Крейсерская же скорость этой машины не намного, но ниже, чем у дозвуковых машин, упомянутых ниже.

Но дело в том, что выживаемость обеспечивает и высокая скрытность. На самом деле, это ещё большой вопрос, что лучше – оторваться от преследования или проскользнуть незамеченным. Увы, но оторваться от дальнобойной ракеты «воздух-воздух» довольно проблематично, и если уж истребитель выйдет на дистанцию поражения, помогут только системы РЭБ и молитвы.

Кроме того, у сверхзвуковых машин есть и ещё один серьезный недостаток – тепловой выхлоп, который при форсированном режиме двигателей также возрастает в разы. Современная инфракрасная оптика в ночное время может обнаружить такое светящееся пятно на расстоянии в несколько сотен километров, после чего ближайший к месту прорыва истребитель тоже врубит форсаж и направится вдогонку за бомбардировщиком. Дозвуковые же машины в этом отношении гораздо менее заметны, и это ещё один довод в их пользу.

Ну и ещё один момент. Дело в том, что активные радиолокационные головки самонаведения даже самых современных ракет могут захватить цель типа «истребитель» на дистанции не более 30 километров. Это обусловлено относительно небольшим диаметром ракеты (большой радар просто некуда ставить) и слабостью её энергосистемы, где каждый лишний ампер и вольт достигаются за счет увеличения массы и габаритов ракеты. Поэтому даже самая совершенная ракета подслеповата по сравнению с истребителем, не говоря уже о более продвинутых машинах ДРЛО.

А в случае со стелс-бомбардировщиком, эффективная отражающая поверхность которого в десятки раз меньше, чем у обычного истребителя, задача становится и вовсе непростой. Получается, что бомбардировщик мало обнаружить, нужно ещё и достаточно продолжительное время держать его в поле зрения, чтобы филигранно вывести на него атакующую ракету. При том, что он будет вести активное радио-электронное противодействие, задача и вовсе превращается в предельно сложную для истребительной авиации противника.

Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в плане выживаемости ПАК ДА вряд ли уступит любому сверхзвуковому бомбардировщику. Это, что называется, «как минимум». Но взамен новый бомбардировщик получает значительно возросшую дальность полета, которую предварительно оценивают в 15 000 километров. Это большая цифра, к которой нужно добавить 5000 километров – дальность крылатой ракеты Х-102, которой, вероятно, и будет вооружен новый бомбардировщик. Увеличенная дальность это не просто блажь разработчиков, это ещё и возможность выйти к цели по более сложному, непредсказуемому для противника, маршруту, обойти зоны ПВО, а также гораздо меньшая зависимость от самолетов-заправщиков, что при определенных обстоятельствах может быть критичным.

Кстати, об оружии. Сейчас идет много разговоров о том, что основное оружие ПАК ДА будет гиперзвуковым, а сам бомбардировщик можно будет использовать и как дальний перехватчик, и как «космический истребитель», способный сбивать спутники на низкой орбите.

Но давайте все-таки останемся реалистами: на сегодняшний день просто нет гиперзвуковых ракет, которые было бы оправдано применять с нового бомбардировщика. «Кинжал» и его аналоги полностью раскрываются, как раз, на мощных сверхзвуковых машинах с большим потолком полета, так как высота и скорость носителя напрямую влияют на дальность полета аэробаллистических гиперзвуковых ракет типа «Кинжал». Использовать для этой цели дозвуковой бомбардировщик с практическим потолком порядка десяти километров, когда есть МиГ-31 или Ту-22М3, несколько расточительно и не совсем оправдано.

Скорее всего, основным вооружением нового самолета станут уже упоминавшиеся крылатые ракеты Х-102 с дальностью до 5 000 километров и способные нести как обычную, так и ядерную боевые части. В дальнейшем, в случае появления авиационной версии гиперзвуковой ракеты «Циркон», можно ожидать и её появления в арсенале, но не факт, что военные сочтут целесообразным массово менять ракету большой дальности на ракету, дальность которой вряд ли будет больше одной тысячи километров.

Поэтому оставим мечты о «шестом поколении», вооруженном гиперзвуковыми и противоспутниковыми ракетами, и согласимся с тем, что нас ожидает появление просто хорошего, функционального и эффективного самолета пятого поколения. Нет, к нему не будет применимо выражение «не имеющий аналогов в мире», поскольку сам он, в очень значительной степени, будет аналогом американского B-2 «Spirit».

Но если избавиться от стремления непременно превзойти всех и во всем, то в итоге мы получаем весьма интересную и хорошую новость: очередной амбициозный проект, который многие считали невозможным в современной России, близится к своему успешному завершению. Особую ценность этой новости придает то, что новый бомбардировщик является не очередной модификацией советских наработок, а совершенно новой, созданной буквально с нуля, машиной.

А сколько у него будет «аналогов в мире», вероятно, не так уж и важно. Главное, чтобы наша армия получила современную, отвечающую всем требованиям, боевую машину, а у наших летчиков выросли шансы вернуться домой после успешного выполнения боевого задания.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх