Новые Известия

828 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Козодоев
    ума нет а к богу лезетПутин: условия со...
  • Люка
    умом не понять.. значит до 23 часов заразиться в кафе невозможно, а после 23х вирус начинает активироваться.... ей бо...Сидящим на скамей...
  • Алексей Сафронов
    В чём-чем, а в таком подходе к внутренним террористам (как сказал в январе этого года Байден о 5-й колоне), нам надо ...«Это 1937 год»: и...

По рецепту Гегеля: как человеку примириться с собственной смертью

По рецепту Гегеля: как человеку примириться с собственной смертью

Российский ученый и общественный деятель Вера Афанасьева опубликовала в своем канале «Популярная философия» рассуждения о самом важном и загадочном для каждого живущего человека понятии – смерти. О том, почему нужно постоянно помнить о смерти:

«Гегель полагал, что смерть, осознание своей смертности, - это главное, что отличает человека от животного. Но как жить с этим осознанием?

Эпикур, например, учил, что мысль о смерти вообще стоит отложить - ведь когда человек жив, смерти не существует, потому что он не сможет ее пережить, будучи живым. А когда человек уже мертв, то волноваться больше некому. Лукавство этой позиции связано с тем, что человек нередко боится не только и не столько самой смерти, но того, что с нею связано, - боли, болезни, страданий, которые проживаются при жизни.

Конечно, всякий человек рационально осознаёт конечность бытия, но при этом стремится заменить мысли о собственной смерти мыслями о конечности окружающих его вещей и других людей - так ему проще. Но даже понимая, что и сами смертны, мы стараемся не принимать это чувственно, не пропускать через себя - сколько возможно. Именно поэтому, как писал Хайдеггер, людям свойственно думать о смерти в будущем времени: «Это произойдет, когда я стану очень старым.

Но сейчас я молод, поэтому беспокоиться не о чем». Хайдеггер называет это явление «недостоверностью», именно оно позволяет нам заниматься повседневными делами, не страшась смерти ежесекундно.

Но насколько «хороша» недостоверность нашей смерти, даёт ли она человеку или, напротив, забирает у него нечто важное? Тот же Хайдеггер пишет о необходимости достичь «достоверности» бытия, признать неотвратимость собственной смерти через чувственный опыт - через тревогу, страх, тоску. Осознание собственной смертности и есть экзистенция - ощущение неповторимостям и временности, краткости собственного существования.

Но почему это важно? Потому что рядом с представлением о смерти стоит понятие «ценность». Так, Фрейд в эссе «Быстротечность» писал, что осознание ценности чего-либо приходит тогда, когда мы понимаем, что это нечто не вечно. И он описывает цветок, который прекрасен потому, что цветет только одну ночь.

Точно так же - чем сильнее осознание конечности собственной жизни, тем ценнее для нас определенные вещи. Но главное - ценнее сама жизнь.

И тут мы возвращаемся к Гегелю. Он об этом чрезвычайно сложно и длинно написал, но я постараюсь кратко и самую суть. Понимая, что он смертен, человек не только боится смерти и ценит жизнь - он старается УСПЕТЬ. Он стремится поставить себе некоторые жизненные задачи и выполнить их в срок. Он делает что-то, иногда и очень важное, именно потому, что он смертен и понимает, что ему надо сделать задуманное в отведённое ему время.

Получается - чтобы ценить жизнь и творить, что-то делать в этом мире, надо помнить о смерти. Не рационально - при этом мы откладываем, гоним эту мысль или переключаем ее на смерть другого (уж так устроено наше сознание). Необходимо ПОЧУВСТВОВАТЬ свою смертность. И это ПОЛЕЗНО для человека.

Как этого достичь, есть ли рецепты? Да специально редко кому удаётся - но случаются в жизни особые, как правило, опасные моменты, когда возникает подобный экзистенциальный опыт. Я уже не раз писала об этом.

И моменты эти, за которыми следует осознание своей смертности и ценности жизни, всего, что в ней происходит; моменты, которые побуждают человека действовать, совершать подвиги, меняться, создавать новое, нужно ценить.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх