На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новые Известия

1 315 подписчиков

Свежие комментарии

  • Античубайс777 родионов
    Разрешите вас перебить", — обратился Штирлиц к группе беседовавших  иностранцев в руководстве российских компаний. Вы...Иностранцы в руко...
  • Любовь Русяева
    Рано радовались!ВОЗ приняла резол...

«Неправильная» звезда: почему наш кинематограф отторг Татьяну Самойлову

Ирина Мишина

В отечественном кинематографе найдется немного актрис, на долю которых выпало столько славы и столько забвения, как Татьяне Самойловой. Вся ее жизнь – это череда взлетов и падений. Почему любимица западных режиссеров известна у себя на родине по двум-трем "звёздным" ролям?

Татьяна была дочерью знаменитого советского актера Евгения Самойлова. Отец постоянно брал девочку с собой в театр. Коллеги шутили: "Дочка Самойлова растет за кулисами!". Правда, мать видела дочку балериной Большого театра. Однако, педагоги балетной школы вынесли вердикт:«Данные не соответствуют стандартам классического балета». Крах балетной карьеры не расстроил девушку. Чуть позже она поступит в Щукинское театральное училище. Еще студенткой она начала сниматься. В 1955 году юная актриса дебютировала в фильме Владимира Каплуновского "Мексиканец", а в 1956 году ее пригласил на главную роль в фильм «Летят журавли» Михаил Калатозов. Несмотря на прекрасную операторскую работу и блестящую игру Самойловой, советская пресса встретила картину "в штыки". На то были свои причины. Как пишет в ЖЖ пользователь ygashae_zvezdu, «Хрущеву Самойлова не глянулась. Он назвал ее героиню «патлатой шлюхой». Центральные газеты начали «Летят журавли» топить, подводя к снятию с экранов. Помог случай. Фильм увидел находящийся на стажировке в Москве Клод Лелуш. Увиденное его так потрясло, что он рассказал о выдающейся картине дирекции Каннского фестиваля. Дирекция попросила для конкурса «Журавлей».

«Летят журавли» стал единственным советским полнометражным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Самойлова удостоилась в Каннах особого триумфа, ей вручили награду «Апельсиновое дерево». Казалось, впереди актрису ждет много заманчивых предложений. Но многие в СССР осуждали героиню Самойловой. "Людям того времени была не понятна Вероника, которая, проводив на фронт жениха, вышла замуж за его брата. Советские люди осуждали такой поступок. К тому же Самойлова создала непривычный для советского зрителя образ раскованной девушки, которая не стыдится своих эмоций», - рассказал «НИ» режиссер студии «ТРИТЭ» Виталий Максимов.

Была и еще одна причина. По отцу Самойлова была русской, а по матери – польской еврейкой. Антисемитизм, который процветал в Советском Союзе, в чем-то определил неоднозначное отношение к ее личности чиновников от кинематографа. Так или иначе, после триумфа фильма «Летят журавли» Самойлова долго не снималась. Почему? Успех на Каннском фестивале привлек к Самойловой внимание иностранных продюсеров и режиссеров, которые наперебой делали ей предложения о съемках. Она даже получила предложение сыграть в голливудской экранизации Анну Каренину. На роль Вронского планировался Жерар Филипп. Однако, Самойлову сниматься в Голливуд не пустили. Она говорила: «Заведующий отделом внешних связей Госкино товарищ Давыдов все решил за меня. Приводил иностранным продюсерам какие-то нелепые доводы: Самойлова-де не имеет высшего образования и что-то еще в таком духе».

Самойлову действительно отчислили из Щукинского училища, лишив высшего образования. После триумфа на Каннском фестивале ей пришлось сдавать вступительные экзамены в ГИТИС и заново доказывать, что у нее есть актерские данные.

Следующим фильмом Калатозова, Урусевского и Самойловой стало «Неотправленное письмо». А потом наступил перерыв. Вот, как объясняет это пользователь ygashae_zvezdu: «Каждый Московский кинофестиваль становился для Самойловой праздником: ее разыскивали гости. Встречи добивались Милен Демонжо, Марко Беллокио, Симона Сеньоре. Естественно, это не могло радовать коллег актрисы и начальство». Была и другая причина. «Нужно помнить об избирательности актеров того поколения. Они были достаточно капризны, придирчивы и соглашались отнюдь не на каждую роль. Часто отказывали даже именитым режиссерам: дескать, «это несовершенно», «это противоречит моему образу». Звезда Каннского фестиваля имела право на отказ. Но когда таких отказов накопилось слишком много, за Самойловой закрепилась репутация «капризной», и ей перестали предлагать значимые роли», - рассказывает режиссер Виталий Максимов.

Второй звездной роли Самойлова дождалась лишь в 1967 году. Режиссер Александр Зархи, с трудом победил доводы худсовета о том, что у Самойловой «не русское лицо» и добился утверждения актрисы на роль Анны Карениной. Вронского играл ее бывший супруг Василий Лановой. «Анна Каренина» прошла на «ура», но после этого фильма актрису снова надолго забывают…

Кстати, в фильме «Анна Каренина» Самойловой пришлось играть со своим бывшим мужем – Василием Лановым. Они познакомились во время учебы в Щукинском училище и поженились еще в 1956 году. Однако, их брак был недолгим. Лановой хотел полноценную семью, детей. Самойлова не смогла ему этого дать … В 1961 году актриса начала сниматься в советско-венгерском фильме "Альба Регия". В киноэкспедиции у нее начался роман с автором сценария – известным советским писателем и журналистом Валерием Осиповым. Они поженились, но и этот брак просуществовал не долго: Самойлова мечтала о материнстве, а Осипов не мог иметь детей. Брак распался. Третьим мужем актрисы стал администратор цирка Эдуард Мошкович. Именно в этом браке актрисе было суждено узнать радость материнства, в 1969 году у нее родился сын Дмитрий. Но хорошей матерью Самойлова так и не стала. Ей хотелось сниматься, а не сидеть дома с ребенком. Вскоре распался и этот брак. Самойлова хотела забыться в работе, но режиссеры, будто сговорившись, обходили ее вниманием. После родов Самойлова очень располнела, ее душевное и физическое здоровье стало давать сбой. Некоторое время она снималась на киностудии имени Довженко. После картины «Бриллианты для диктатуры пролетариата», которая вышла в 1975 году, ее ждал киноперерыв длиною в 25 лет…

…Последние годы она жила в полном одиночестве. Сын, ставший врачом, получил приглашение работать в США и остался там навсегда. Его свидания с матерью были редкостью.

«Все завершилось плачевно», - рассказывает режиссер Виталий Максимов. – « Татьяна Евгеньевна была завсегдатаем Дома кино, и все видели, что она дошла фактически до нищеты. Помню, когда я снимал документальный фильм «Охота на Льва», попросил Самойлову дать интервью о Льве Толстом. Она легко согласилась, мы записали ее. Когда запись закончилась, она вдруг резко спросила: «А гонорар?». В документальном кино это вообще не принято, к тому же деньги перечисляют, как правило, после сдачи фильма, но мне неловко было объяснять все это Самойловой и я спросил: «Какая сумма устроила бы вас, Татьяна Евгеньевна?» - « Хотя бы тысячу рублей», – ответила она. Я дал ей эти деньги, краснея от того, как незначительны стали запросы великой актрисы. Я знал, что к тому времени она уже тяжело болела: у нее рано начался рассеянный склероз, и болезнь разрушала ее. В актерской среде говорили, что после "Анны Карениной" у нее начались проблемы с психикой - настолько актриса вжилась в эту роль", - рассказал Виталий Максимов.

Советская кинозвезда ушла из жизни в начале мая 2014 года, в день своего 80-и летия. «Я перебираю фото: Самойлова с Лелушем, с Симоной Сеньоре, с Элизабэт Тэйлор, и такой страшный финал!" - говорит Виталий Максимов.

…Вероятно, в другое время и в другой стране ее судьба сложилась бы иначе.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх