Людмила Бутузова
С 30 марта Кабмин РФ установил максимальную величину пособия по безработице в размере 12130 рублей. В Москве мэр Сергей Собянин своим распоряжением назначил этой категории лиц дополнительную выплату до 19 500 рублей в месяц. Социальная защита не так уж дорого обошлась бюджетам. По подсчетам Минфина, к началу года официальная численность безработных составила в стране 850 тысяч человек, в Москве – всего 30 тысяч. Посчитали только тех, кто приобрел этот статус до эпидемии.
Вменяемо ли наше правительство? – негодуют соцсети? По ряду экспертных оценок, уровень реальной безработицы в России - 20-25% от трудоспособного населения. Например, так оценивает число безработных в нашей стране институт Gallup. Точнее, оценивал еще до кризиса 2014 года. В 2017 году член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Олег Шеин заявил, что в России около 28 млн скрытых безработных. После наступления коронавирусной чумы ситуация, это всем очевидно, стала только хуже.
- Абсолютное большинство москвичей и до кризиса жили от зарплаты до зарплаты, а теперь они, вынужденно запертые в квартирах, лишились своего единственного источника дохода, - - возмущается общественный деятель Сергей Менжерицкий. - Сотни тысяч вообще не имели постоянной работы и перебивались случайными заработками. Официальными безработными в городских центрах занятости населения (ЦЗН) почти никто не регистрировался из-за крайней забюрократизированности процедуры и мизерного размера самого пособия. И что теперь? Вместо того, чтобы взять на себя полную ответственность за обеспечение КАЖДОГО москвича минимально необходимым набором средств к существованию либо в денежной, либо в натуральной форме, мэрия решила отделаться лишь выплатой пособий горстке официальных безработных, сумевших прорваться через бюрократический заслон. Что называется, приехали. "Коронавирусные" пособия по безработице в размере 19 500 рублей, о которых так широковещательно объявил Собянин, оказались полным и издевательским пшиком. Проблему же физического выживания остальных безработных, которых сегодня в городе, по факту, уже миллионы - мэрия просто оставила за скобками и предпочла "не заметить".
Очень похоже, что это так. На официальном сайте департамента труда и социальной защиты населения Москвы царит полное благодушие – ни слова о сегодняшней обстановке в городе, ни вопросов, ни ответов, как быть, к примеру, если работодатель разорился, выходить после каникул некуда, а деньги «на жизнь уже закончились? Самое большее, на что можно рассчитывать, - получить консультацию от первого зам. руководителя департамента Александры Александровой:
«В Москве ситуация на рынке труда в целом благоприятная, уровень безработицы очень низкий. Любой человек, если у него есть желание, всегда найдет работу. А тем, у кого есть сложности, помогаем мы».
Консультация не обновлялась с середины прошлого года… За это время успели поменяться даже условия постановки на биржу. Год назад в Москве стандартное личное дело потенциального безработного состояло из 24 документов, а при заполнении заявки в службе занятости человек должен был расписаться на различных заявлениях… 47 раз. Сейчас соискатели получают «доступный сервис» в центрах госуслуг «Мои документы». – бумаг и подписей убавилось на 10 процентов. Безработных почему-то не прибавилось. Как гоняли из отчета в отчет цифру 30 000, такой она осталась и на период пандемии. Почему?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо оценить, какое количество работников в Москве были уволены, сокращены, прекратили трудовую деятельность по форс-мажорным обстоятельствам или по доброй воле, сколько среди них были занятых в сфере малого и среднего бизнеса, сколько было индивидуальных предпринимателей и самозанятых, «подпольщиков» и просто тех, кто гордо обходился без помощи государства. «Сейчас основная мотивация идти в центр занятости - получение пособия по безработице, - уверен основатель SuperJob Алексей Захаров. - 19500 рублей в трудные времена могут стать неплохой «зарплатой» для многих». Но кто этих «многих» будет считать?
- Наша государственная система устроена так, что чем меньше у нее нуждающихся, тем лучше, - заявил «НИ» депутат Мосгордумы Михаил Тимонов. – Вся политика властей последние два десятка лет была направлена на то, чтобы преувеличивать благополучные показатели и занижать негативные тенденции. Искусственное создание положительной динамики по безработице помогает, конечно, поддерживать рейтинги власти. Но на короткое время. А потом вдруг ситуация выходит из-под контроля, как это случилось с коронавирусом, появляется огромное число безработных и автоматически порождает взрывоопасное положение в обществе. Власти к такому не готовы. Пожар начинают тушить полицейским прессингом, административными штрафами и системой автоматического распознавания лиц. Экономические меры самые примитивные – две тысячи пенсионерам, неделя выходных за счет работодателя… Сейчас предложили 19500 рублей столичным безработным. У города есть ресурсы на более крупную единоразовую выплату всем москвичам, которая покроет нужды на период карантина. Но тогда надо понимать и срок карантина, и масштабы беды. Достоверность имеющейся информации на этот счет вызывает сомнение. Не ошибусь, если соотношение официальной безработицы к неофициальной такое же, как и количество реально инфицированных вирусом COVID к официально выявленным.. Редчайший случай, когда я согласен с Собяниным: если бы были тесты по коронавирусу, мы бы имели другую статистику.
-Сейчас все обсуждают меры поддержки в отношении уволенных. А чем конкретно их занять?
- Это вопрос… Надо ведь сделать так, чтобы люди не способствовали распространению инфекции. Но первое, что приходит в голову чиновникам при массовых сокращениях – общественные работы. Это как правило уборка улиц, кладбищ…
- Гастарбайтеры разве уже покинули Москву?
- Пока нет. Стройки не остановились, Жилищники работают… Разъезжаются иногородние специалисты, потерявшие работу в столице. По моим наблюдениям, после 8 марта было несколько волн: кто-то сразу понял, что надо валить, кто-то выжидал 2 недели – но если к тебе в мастерскую за это время ни разу не зашли – спроса нет, подкормки нет, надо сворачиваться. С эпидемиологической точки зрения – это тоже большая проблема- отъезжающие разносят вирус по всей России.
- Что рухнуло в первую очередь?
- Туризм, малый и средний бизнес. В моем 16 округе (Богородское, Преображенское, Соколиная гора) все закрыто. На первом этаже нового жилого комплекса – кафе, бары, магазины, парикмахерские. Люди набрали кредитов, сделали ремонт, вложились, платят аренду… Но не факт, что они откроются.
Пострадали транспортники - нет потребности в их услугах.. Водитель самая распространенная профессия среди мужчин в Москве. У женщин – продавец, кассир. Но кто и на что будет покупать? Если справиться с эпидемией за 5 дней – это одна история. А если 50 дней? В своем телеграмм-канале я публиковал недельный графике первичных обращений граждан США за материальной помощью во время коронавируса. Стрелка идет плавно вверх-вниз- и раз, в определенный момент стремительно взлетает – то есть безработных за один день оказывается больше, чем за весь предыдущий год. Но там быстро реагируют – выплаты семьям, на взрослого 1200 долларов, на ребенка 500, если я не ошибаюсь. Не так как у нас: самым бедным 5 копеек, а средний класс и на свои 17 000 перебьется. Хотя деньги в стране есть, судя по грузовикам с валютой, которую конфискуют у коррупционеров. Есть излишки золота, если даже частные лица вывозят его за рубеж тоннами.
Золотой дождь пока не пролился на россисйких граждан. Аналитики уже зафиксировали сокращение ИП на 3 млн. человек, в целом из-за кризиса закроется половина небольших предприятий, насчитывающих общей сложности 10 млн. человек.
На форумах предпринимателей разговоры только об этом: «Я – всё. Снял со счета последние 100 тысяч, отдал арендодателю, чтобы не сразу выкинул оборудование. Печки раздал работникам в счет зарплаты. Они говорят: подержим, сколько сможем, потом принесем…»
«Сволочи, такой бизнес загубили! Я на него 16 лет положила – все с нуля, своей головой, руками, ногами. А ты попробуй на краеведческом туризме раскрутиться! Пока все носились за масками, которых так и нет, пытались спасти свои закрытые кафе и турбазы, нас всех в очередной раз грабанули. Существовать не на что - чем выплачивать долги не представляю, в шоке я, очень больно».
«Государству нужны нищие попрошайки, а не развитое и самодостаточное общество. Голытьбой управлять проще. Но когда-нибудь наше терпение кончится…»
Терпение кончилось у бывшего чиновника Минфина Данилы Махницкого, . Он создал петицию на платформе Change.org и публично потребовал от властей ОБНУЛИТЬ НАЛОГИ для малого и среднего бизнеса. «Если не сделать этого прямо сейчас, завтра может быть поздно, бизнес умрет», -прямо в глаза правительству высказывается Махницкий. Сам он уже уволился из Минфина, учится в аспирантуре РАНХ и ГС, пишет диссертацию о проблемах предпринимательства. Пришел к выводу, что вызовы нового времени требуют от властей новых решений. Прежде всего – распечатать фонд народного благосостояния.
На сегодняшний день петицию подписали более 200 000 человек. «Новые известия», связались с автором.
- Как возникла петиция? Это коллективный разум?
- Скорее, семейная история. У отца небольшой оптовый бизнес, и я вижу, как он на глазах рушится. Такое происходит повсеместно. Пишу диссертацию, за примерами далеко ходить не надо. Владелец цветочных магазинов в Туле. Из-за падения спроса уже закрыл вторую точку в торговом центре, четыре человека остались без работы. Это был новый магазин, работал с декабря. Доставка тоже просела. Сейчас готовится к закрытию основной точки — «жирок» от продаж 8 марта ещё позволит продержаться месяц-другой, но дальше придётся сворачиваться. Это ещё пять человек на улице — в основном молодые женщины. Куда им всем идти сейчас, когда работы нет?
Хозяин небольшого бара в Подмосковье. Падение доходов на 40 процентов. Две недели назад это падение было в два раза меньше, идёт по нарастающей. Уже расстался с одним сотрудником, осталось пятеро. Сам живёт на 25 тысяч рублей в месяц. Жутко злится на премьер-министра, который «запретил» увольнять сотрудников — «если нет доходов, то чем я буду платить людям?»
Владелец барбершопа в Москве. Неделю назад закрылись «до лучших времён». Мастера написали заявление на отпуск за свой счёт и подрабатывают как могут — стригут на дому, «в серую». Владелец вернулся к старой работе программистом, чтобы кормить семью и платить за аренду помещения для барбершопа. Надеется, что сможет возродиться после окончания карантина. Но надолго ли его хватит — неизвестно.
Вот я и подумал: ну грохнется это битый-перебитый, нелюбимый властями бизнес, «торгаши и мошенники» , как выразился недавно наш президет, - и кому будет лучше? Треть всей российской экономикки – это малый и средний бизнес. Как без него?
- Есть какая-то реакция от бывших коллег из правительства?
- В неофициальных разговорах, в личных сообщениях в соцсетях коллеги подтверждают важность инициативы, высказывают слова поддержки. Но не говорят об этом публично. Их мнение не имеет решающего значения.
Почему?
Затронуты политические вопросы… Раскупорить кубышку - такое решение могут принять 1-2 человека в стране. Без политической воли даже самый высокопоставленный бюрократ в стране не может запустить процедуру.
- Но при этом ваша петиция обращена не к президенту, а к Министерству Финансов Российской Федерации …
- Цель была – чтобы тема начала обсуждаться на высоком уровне. Чтобы созрело правительство. Общественный запрос на помощь бизнесу есть. Нынешний год – это год предпринимателя в России – об этом много говорилось. Реально готовились прорывы. Сейчас все планы рушатся, бизнес гибнет – наверху как в рот воды набрали. Молчит даже уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. За все время была у него одна статья, но без конкретики, общие слова –свалил все беды на коронавирус. .
- Если обнулить налоги для малого и среднего бизнеса, из бюджета выпадут 1,5 триллиона рублей. По вашим подсчетам, их можно восполнить из Фонда благосостояния. Он уменьшится на 17, 5% Но помимо малого бизнеса есть еще куча народу - самозанятые, предпенсионеры, «хронические безработные», которые не могут найти работу, потому что ее в принципе нет в тех местах, где они живут. Разве им не надо помогать? Многим покажется несправедливым: бизнесу «на жизнь» дадут, а простым людям – нет.
- В фонде 9 триллионов рублей. Они копились в тучные годы, на черный день. Если их сейчас раздать всем, они быстро закончатся. А черная полоса – неизвестно на сколько. Это и есть вызовы нового времени. У властей трудный выбор – как поступить: размазать на всех понемножку или поддержать с самые востребованные бизнесы, которые дают людям работу и зарплату, пополняют налогами казну. В экономике Москвы, например, доля налоговых поступлений от малого бизнеса – 35-40%. Если предприятия не выживут, налогоблагаемая база уменьшится, и москвичи очень скоро почувствуют это на себе – по свертыванию социальных программ. В ближайшее время все бюджеты – и федеральный, и региональные , будут переверстываться. С падением цен на нефть в стране нет доходов. Будут отбрасывать долгосрочные и перспективные проекты, чтобы из последних сил вытянуть социалку. Иначе будет массовое недовольство. Оно уже накапливается. В этих условиях резать малый бизнес, как курочку, которая несет золоте яйца, по меньшей мере не разумно.
Свежие комментарии