В разгар летнего отпускного сезона в паблике «Не нравится в СССР» появилось интересное свидетельство о том, как отдыхали на самом деле те немногие счастливцы, которым удавалось выбраться «отдохнуть» на Черное море, скопив денег. Парадокс советской жизни заключался еще и в том, что даже с деньгами отдых превращался в мучение: нужно было постоянно думать о том, как вернуться обратно. И вот почему:
«Отдыхать в то время я иногда умудрялась по путевкам в санатории и дома отдыха.
Чтобы купить обратный билет нужно было встать часа в четыре ночи, в кромешной тьме добраться до пустой трассы, где ходят автобусы и приехать ночью в Краснодар, там каким-то образом найти кассы Аэрофлота и сидеть там ночью на скамейке рядом, записавшись в список желающих улететь.
Народу собиралось все больше и больше, десятки человек стояли у дверей, сегодняшние списки рвались, так как прибыли настоящие, вчерашние, обстановка накалялась...
Я крепко схватилась за помпезную ручку аэрофлотской кассы, сзади колыхалась толпа, образовалась настоящая давка. Но когда надменная кассирша наконец открыла двери, и вся толпа рванула к кассам, меня не смели и не затоптали, а каким-то волшебным образом я оказалась третьей-четвертой в очереди.
И вдруг я слышу, что женщина передо мной берет билеты на какую-то спортивную команду, т.е. сразу и много.
Мне, третьей в очереди, достался последний билет.
Продажа билетов длилась минут 5.
Остальной толпе пришлось разойтись, чтобы завтра с ночи опять штурмовать кассы Аэрофлота.
Без путевок было по-другому.
Недели через две отдыха в каком-нибудь курятнике вспоминаешь, что на работу надо прибыть вовремя, а билетов домой - нет!
Каждый день отпуска, примерно дней десять получалось, вставай в 5 утра и иди отмечаться в списках счастья, иначе - вычеркнут!»
Читатели этого поста охотно делились своими воспоминаниями:
- Очень много билетов в свободную продажу не поступало: всякие ведомственные брони обкомов, горкомов и прочих исполкомов. Перед вылетом счастливчики имели возможность купить билет, когда бронь снималась.
- Туда-обратно нельзя было купить по одной простой причине: билеты открывались к продаже фундаментально за 14 суток. То есть, если вам и туда, и обратно в один день - то с тех пор, как запустили "Сирену" (где-то в глубине семидесятых), - то берите на здоровье! (и вот такими "на здоровье", которые по факту были "это ваши проблемы, они нас не касаются" весь советский сервис был переполнен).
- Помню год 78-79, отдыхали в Чемитке, поселок под Лазаревском. Когда брал обратные билеты, то ночью ехать в поселок смысла не было, опоздал бы на утреннюю перекличку и прощай очередь, спал на газоне под кассами. Спасибо доброй женщине из очереди, дала свое пляжное полотенце, а какой то дядя дал газеты. Расстелил газеты лег, сверху укрылся полотенцем, шлепки под голову, отдых незабываемый.
Так что - да, за 14 суток приходилось штурмом брать кассу Аэрофлота. В восьмидесятые появился лайфхак: терминалы «Сирены» есть и в некоторых трансагентствах - то есть, вся эта толпа в двести человек пусть бьётся у касс Аэрофлота, а двадцать человек знающих тихонько стоят в нужный день в очереди у Трансагентства. То есть, тоже очередь занимать лучше затемно - но хоть без мордобоя и хождения по головам…
- И на поезд было так же. На фирменный поезд купе купить в сезон туда а затем и обратно -это не для простых смертных и говорило об уровне счастливца или о его фантастических связях. Остальным полагались дополнительные поезда и разбитые плацкартные вагоны, билет в которые тоже ещё нужно было отстоять в огромной очереди…
Впрочем, многие свидетельствовали, что отпуск на море был по карману далеко не всем:
- На море ездили у нас 2-3 человека, дети заводского и партийного начальства. Человек десять в пионерский лагерь, а остальные в городской. При той же школе. Мне повезло, у нас дом в деревне был. А моря я в Союзе так и не видел.
- Я в отпуск ездил в деревню на автобусе. С зарплатой электрика на окладе, хоть и 5 разряда, самолетами сильно не разлетаешься.
Свежие комментарии