Историю России с нового учебного года очно будут изучать все. В том числе студенты-технари, а также медики, биологи, физики-ядерщики, транспортники, музыканты и все остальные. Новшество коснётся учащихся всех направлений бакалавриата и специалитета.
О необходимости ввести курс по истории для всех студентов заговорили ещё в марте. Тогда же глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что без изучения истории нельзя сформировать картину мира ни у айтишника, ни у инженера.
То есть, надо понимать, специалист по кибербезопасности, не знающий историю опричнины Ивана Грозного, нажмет не ту клавишу, а химик, забывший дату Куликовской битвы, неправильно соединит соль со щелочью. И уж не приведи Бог, чтобы конструктор двигателей самолетов забыл Манифест об отречении от престола Николая Второго. Именно для этого студенты бакалавриата и специалитета должны будут посвящать не менее четырёх зачётных единиц (а это 144 академических часа) изучению истории России. Кроме того, в проекте предусмотрено, что объём «контактной работы» обучающихся с педагогическими работниками должен составлять в очной форме обучения не менее 80%. То есть изучать историю России заочно или онлайн, или как-то по-своему, запретят.Сколько полезного времени это убьет, можно только представить. Достаточно вспомнить недавнее советское время, когда лекции и семинары по Политэкономии социализма, Истории КПСС и Научному коммунизму, обязательные для всех без исключения вузов и специальностей, съедали львиную долю полезного учебного времени. Однако, столь системное и тщательное изучение этих наук как раз и подготовило те кадры, которые в 1991 году сказали решительное «нет» и социализму, и коммунизму, круто свернув в сторону капитализма, который вузовские учебники и преподаватели клеймили нехорошими словами все 5 лет обучения. Достаточно вспомнить, что возглавивший главный оплот российской демократии, телекомпанию ВГТРК, Олег Добродеев - выпускник исторического факультета МГУ. А его соратник, один из создателей другого оплота демократии новой России, НТВ , покойный ныне Игорь Малашенко – выпускник не менее идеологического философского факультета МГУ. Так что вопрос о пользе идеологии в вузе более, чем спорный.
Тем временем, переполох начался уже в преподавательской среде. Дело в том, что за счет истории России вынуждены будут сокращать часы на инженерные и IT-специальности, столь нужные стране. «144 академических часа, которые отводит Минобрнауки на изучение истории, это не менее 1 часа в неделю. Лекция это или семинар, не понятно. Но помимо академических часов еще ведь будут и домашние задания, а потом экзамены и зачеты по истории! В принципе, студенты уже сейчас крайне перегружены. Количество занятий в аудиториях МГУ на Ленинских горах максимальное, и я не знаю, где возьмут дополнительные аудитории для новых предметов. Если только сократят предметы по специальности. В любом случае будут какие-то дисциплины сокращать», - сокрушается доцент физического факультета МГУ Андрей Ларичев.
Заволновались и преподаватели истории. К примеру, кандидат исторических наук, преподаватель Тюменского госуниверситета Александр Фокин заявил, что проект приказа Минобрнауки — это «в первую очередь идеологическое решение». Также Фокин считает, что преподавание истории в итоге может включить в себя элементы политинформации. «Придёт преподавателю документ от министерства, он посмотрит, но всё равно решит читать лекции по-своему. Не приставят же к нему контролирующего, чтобы тот следил, как преподаватель трактует опричнину Ивана Грозного — как надо или нет. Плюс если это будет обязательным — как „научный коммунизм“ в СССР, — есть риск спровоцировать у студентов отчуждение к истории, а не любовь», — резюмировал Александр Фокин.
Но тотальное преподавание истории в вузах, как выяснилось, еще не предел. Сейчас активно обсуждается вероятность преподавания истории в школах аж с первого класса. И вот тут о вероятности социального конфликта заговорили уже учителя, нагрузка на которых превысила все допустимые параметры. «Мне кажется, что мы опять соединили тут две вещи — историческую науку и патриотизм. И ещё добавили сюда специальную военную операцию. Мне кажется, что это три совершенно разных понятия, но всё это в одну догму мы умудрились собрать. И, возможно, это приведёт к тому, что дети не поймут, что вообще от них хотят», —считает общественный омбудсмен в сфере образования Амет Володарский.
Претензий к истории как к науке нет. Жаль только, что собственно от науки в истории практически ничего не осталось. И невольно теряешься в догадках, думая, что напишут о нашем времени в учебниках истории лет через пятьдесят…
Свежие комментарии