Александр Сычев
Военно-морские силы США завершили первые демонстрационные полеты беспилотного летательного аппарата (БПЛА) MQ-25 Stingray на борту авианосца George H. W. Bush. Точнее, летал его прототип Т-1. Испытания проводились совместно с компанией Boeing, генеральным подрядчиком программы, и в присутствии представителей Lockheed Martin, которые должны были оценить работу своей системы управления.
«Мы показали, что MQ-25 может работать с палубы авианосца и заправлять в воздухе. Оба требования ВМС мы удовлетворили, и сделали это на годы раньше, чем обычно бывает при осуществлении программ приобретения военной техники», - сказал директор программы Boeing MQ-25 Дэйв Буджолд.
Досрочную сдачу Буджолд упомянул не случайно. Разработать и испытать самолет планировалось к 2025 году. Но неуверенность ВВС в своих нуждах, постоянные смены требований и в результате – более 15 лет работы, очень негативно настроили некоторых чиновников в Вашингтоне к проекту в целом. Досрочное испытание должно было снять нараставшее напряжение и сохранить финансирование.
Дрон Stingray родился в результате осуществления программы Carrier-Based Aerial-Refueling System (Система дозаправки в воздухе авианосного базирования). Правда, изначально создавали не заправщик, хотя в море вещь, безусловно, полезная, а разведчика и ударника.
Разрабатывать боевой самолет начали в 2006 году. Флот хотел получить ударный БПЛА малой заметности, способный взлетать с авианосца и садиться на него, а также прорывать системы ПВО противника. К 2012 году требования к ударному функционалу нового комплекса отступили на второй план. Теперь в большей степени понадобились разведывательные способности, причем в конфликтах низкой интенсивности.
В 2016 году желания опять изменились. Теперь потребовался заправщик с некоторыми разведывательными способностями. Планы создания ударного БПЛА перенесли на потом. В том же году ВМС подписали четыре контракта на разработку с Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Победил Boeing.
MQ-25 Stingray способен доставить 6,8 тонны топлива на дальность до 930 км и провести 4-6 дозаправок в воздухе. Это он продемонстрировал в ходе серии испытаний, проведенных за последние два года, стартуя с наземных аэродромов. Горючее с летающего танкера получали палубные истребители F/A-18 Super Hornet и F-35C Lightning II, а также самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye.
Самолет показал себя послушным командам операторов, которых обучили на симуляторе компании Boeing в Сент-Луисе. Конструкторы компании Lockheed Martin, разрабатывая систему управления, старались сделать ее как можно проще. Фактически она ничем не отличается от игровых приставок-симуляторов и абсолютно понятна новому поколению моряков, которые все свое детство провели с такими пультами в руках.
По словам вице-адмирала Майка Шумейкера, использование подобных БПЛА позволит увеличить боевой радиус F/A-18E/F Super Hornet авианосного авиакрыла с 830 до 1300 км.
На новом БПЛА длиной 15,5 метра установлен один турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce AE 3007N тягой 4500 кг/с. Создатели дрона отступили от полюбившегося американским авиаконструкторам монокрыла. Тем не менее, БПЛА не стал заметнее для радаров даже при значительных 23 метрах размаха крыла.
«Нет лучшего способа определить работоспособность самолета-носителя и его интеграции в авиакрыло, чем испытать его в море», - с облегчением сказал капитан Чад Рид, руководитель программы создания MQ-25 от ВМС, после возвращения дрона на палубу авианосца.
Свежие комментарии