На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новые Известия

1 317 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Радченко
    Честно - уже так надоели эти фильмы, точнее, диссонанс между сотрудником нарисованным, прям идеальным и тем, что в го...Детектив или филь...
  • Античубайс777 родионов
    Разрешите вас перебить", — обратился Штирлиц к группе беседовавших  иностранцев в руководстве российских компаний. Вы...Иностранцы в руко...

Проблема фудшеринга по-российски: как отдать просрочку нуждающемуся и не унизить

Екатерина Максимова

"В обществе фиксируются настроения, характерные для кризисного периода: 65% россиян, отмечая ухудшение материального положения, связывают это прежде всего с внешними обстоятельствами. В зоне риска находятся базовые потребности: 78% жителей страны говорят о росте доходов на питание, 86% считают, что в ближайшем будущем прокормить семью будет труднее", - сообщается в исследовании ЦСП "Платформа".

Большинство респондентов (86%) отметили, что стараются экономить на продуктах, из них 21% граждан перешли в режим "продуктовой" экономии за последние полгода. "Общее ощущение неопределённости, артикулируемое в ходе фокус-групп, накладывается на недовольство необходимостью ограничивать себя. Если для одних это связано с недовольством из-за отклонения от привычного образа жизни, то для социально уязвимых групп населения это становится вопросом выживания", - свидетельствуют данные опроса.

Авторы исследования спросили респондентов об их отношении к фудшерингу - бесплатная раздача продуктов с истекающим сроком годности. И россияне, что предсказуемо, неоднозначно относятся к новому для России явлению.

В целом 90% опрошенных против того, чтобы продукты с истекающим сроком годности отправлялись в мусорный контейнер (в России ежегодно утилизируют более 17 млн тонн продовольствия, из этого объема 71% - отходы домохозяйств и 29% приходится на ритейл и общепит). А вот само понятие фудшеринг, как и процесс передачи будущей просрочки, вызывает у населения вопросы.

Что такое "продуктовые карточки" для нуждающихся, население понимает. А очередной англицизм, вошедший в обиход, чаще ассоциируется у россиян с "каршерингом","едой на прокат" или благотворительным обменом продуктами в социальных сетях. В языковой практике потенциальных получателей продуктов новомодное слово и вовсе не распространено.

Основное же "но" носит этический характер: как именно, кому и в каком формате будут передаваться продукты? Вот как выглядят главные страхи.

Продукты: у продуктов были нарушены сроки хранения, указан неверный срок годности (ошибка или умысел). Механизм передачи: продукты окончательно испортятся в процессе передачи, преподнесут как подарок то, что итак должно уйти на выброс. Страхи получателей: получат уже непригодное для употребления, будут унижены самим фактом получения просрочки.

При этом сам формат фуршеринга, считают авторы исследования, не вызывает резкой критики и скепсиса. "Основной аргумент поддержки - ценность еды. Важно, что потенциальные получатели помощи (группы низкого дохода) настроены менее критично - доминирует прагматичный подход к оценке формата", - сообщается в докладе. В общем, мнение, что "выкидывать еду грешно", стало доминирующим.

Большинство респондентов предлагают: выставлять потенциальную просрочку на отдельной полке, где каждый желающий мог бы взять ее бесплатно; адресно передавать тем, кому не хватает денег; продавать с большой скидкой; раздавать бездомным.

Главное, чтобы это не выглядело раздачей у мусорного контейнера в формате "на тебе боже, что нам негоже". "В представлении общества фудшеринг, скорее, социальная кооперация или партнерство — равнонаправленное движение для закрытия потребностей между ритейлом, имеющим нереализованные продукты, и социально уязвимыми группами, нуждающимися в еде", - резюмируют авторы исследования.

Опрос ЦСП "Платформа" и X5 Group проводился в конце осени в городах с населением более 100 тыс человек. Было опрошено 1300 респондентов.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх