Почему так происходит? Может, люди стали просто меньше болеть? Официальная статистика это не подтверждает: в 2018 году от различных болезней умерло почти на 11 тысяч человек больше, чем в 2017 году. Едва ли за такой короткий срок физиология людей значительно изменилась, причем, так, что болезни стали проходить незаметно.
Так что вопрос исключительно в доступности препаратов.Лекарства становятся дороже – это факт. Несмотря на то, что в натуральном выражении продажи в этом году снизились, в денежном они выросли на 1,2%: до 415 млрд. рублей. Если раньше расходы на препараты росли на 4%-10% в год, то теперь предел покупательной способности населения практически достигнут.
Теоретически, сдержать рост цен должно было импортозамещение. Отечественные препараты должны быть дешевле (в теории), да и дорожать не так быстро. В мае отечественные препараты подорожали на 5,6% в годовом выражении, а импортные – сразу на 8%. И, действительно, доля (в денежном выражении) отечественных препаратов на рынке за последние 10 лет увеличилась почти в полтора раза: если в 2009 году, по данным Минпромторга, отечественные лекарства занимали 20% рынка, то сейчас – треть. DSMGroup оценивает долю наших лекарств чуть меньше – 28,3%. Как бы то ни было, львиная доля всё равно принадлежит импортным препаратам.
Импортозамещение могло бы помочь. Но не помогло... В один прекрасный день оно свернуло не туда. Например, в 2015 году Верховный суд РФ обязал израильского производителя Teva выплатить российскому посреднику компенсацию в 6 млн долларов. Просто производитель не желал работать с посредниками, которые делают свою наценку. Так что, у нас цена лекарств – это не просто цена производителя, но и нерегулируемое желание посредников, без которых запрещают работать, получить прибыль буквально из воздуха.
И вот результат: согласно опросам Росстата, треть россиян даже не пытаются обращаться к врачам (половина из них занимается самолечением). Что толку ходить к врачам, если на бесплатные лекарства рассчитывать не приходится (министр здравоохранения Вероника Скворцова недавно обещала решить эту проблему только к 2023 году), а самостоятельная покупка лекарств для многих – непозволительная роскошь.
Увы, но самые популярные медикаменты – пластырь и цитрамон (раньше хотя бы современный Нурофен был в топе) не могут вылечить от всех болезней. Надежда только на подорожник.
Свежие комментарии