Ирина Мишина
Принятие этого закона прошло на редкость кулуарно, его обсуждение потонуло в резонансных дискуссиях о московском бюджете и не освещалось в СМИ. Если бы к нам в редакцию не обратился ряд депутатов, мы бы о нем скорее всего и не узнали.
Удар по коррупции или по местному самоуправлению?
Ширма у закона модная и солидная: антикоррупционное законодательство.
Предлагая лишать депутатов мандата из-за неких несоответствий этому законодательству, депутат - единоросс Андрей Семенников сослался на опыт Франции 18 века, где императора Людовика 16-го казнили решением парламента. «То есть прецеденты в истории есть. Но мы же гуманисты и будем не казнить, а просто лишим мандата», - ухмыльнулся депутат.О чем идет речь?
Нынешний закон был принят на основании другого правового акта. Речь о законе с длинным названием «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», подготовленном сенатором Андреем Клишасом и депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым.
«Закон Клишаса и Крашенинникова, в соответствие с которым мы будем долго приводить региональное законодательство, — это политический закон, он про разрушение системы местного управления и принципов федерализма. Все инструменты для антикоррупционного контроля депутатов и так уже есть: это следственные действия, правоохранительные нормы, судебные решения. Процесс борьбы с коррупцией должен быть деполитизирован. Эти поправки его политизируют, потому что передают вопросы оценки действий депутатов в руки депутатского большинства, то есть партии власти. Создается механизм, когда политическое большинство получает возможность расправляться с оппозицией», - заявил «НИ» депутат МГД от партии «Яблоко» Максим Круглов.
С ним согласен депутат Сергей Митрохин: « Это способ расправы с независимыми депутатами, оппозиционными, может быть, даже с целыми фракциями. Если большинство у Единой России, то это большинство естественно будет использовать такую процедуру для того, чтобы свести счеты с политическими оппонентами».
Почему у оппозиции возникли такие опасения? Дело в том, что обратная сторона этого закона выглядит по крайней мере загадочно. На основании неких данных, полученных от «осведомленных источников» - от депутатов, СМИ, прокуратуры – в отношении народных избранников смогут начинать процедуру лишения мандата. Впрочем, представитель партии власти в МГД Андрей Семенников обрисовал схему следующим образом: «На пленарном заседании депутаты решают, есть ли фактически юридические основания для лишения полномочий, а само постановление рассматривается по результатам проверки комиссии по контролю. В соответствии с ФЗ требуется ответственность при однократных нарушениях отдельных требований». Но вот что это за требования, где их перечень, кем они составлены, выяснить нам так и не удалось. На сегодня точного перечня деяний, не совместимых с депутатской деятельностью, по факту не существует. А это значит, что мандата могут лишить за что угодно.
«Не считаете ли вы порочной практику, когда ограниченное количество людей, измеряемое десятками в комиссиях Мосгордумы, могут лишать полномочий народного избранника - человека, который избран тысячами людей?» - задается вопросом член комиссии МГД по экономике и социальной политике Евгений Ступин.
Кого покарает принятый закон?
Возникает вопрос: а имеют ли эти поправки вообще какое-то отношение к борьбе с коррупцией? Ведь всю собственность наши бизнесмены, пришедшие в Мосгордуму, давно перевели на родственников и им , разумеется, бояться нечего. «Когда мы шли в Мосгордуму, мы всё понимали и соглашались на определенные ограничения», -заявила с трибуны МГД депутат ЕР Елена Николаева, больше известная в стране как бизнес-вумен и покровитель малоэтажного и коттеджного строительства.
Сомнений в том, что на единоросса Елену Николаеву компромата не найдется, нет ровным счетом никаких. А вот риск того, что какой-нибудь не задекларированный сарай отыщут у представителей «Яблока» или оппозиционной Елены Шуваловой, достаточно велик.
«Я расцениваю этот закон как переход от контроля за деятельностью депутатов в области финансово-имущественных отношений к политическому преследованию неугодных. К тому же этот закон противоречит Конституции: основным носителем власти в стране, исходя из Конституции, является народ. А Мосгордума эти права забирает и передает комиссии Шапошникова. Раньше это была комиссия по контролю за достоверными сведениями об имуществе, теперь это просто комиссия по контролю», - заявила «НИ» депутат Елена Шувалова.
Этот закон не с неба свалился, он уже принят в Карелии. И вот теперь с победой дошел до Москвы. «Действительно, в Карелии при обнаружении недостоверных данных в налоговой декларации собирается депутатская комиссия, и если обнаруживается умышленное сокрытие доходов, это выносят на рассмотрение. На уровне регионов ограничение прав депутатов при нарушении антикоррупционного законодательства может вводиться. Политически это можно оценивать по-разному. Тут масса нюансов, например, можно ли за не учтенный старый гараж или неправильно приватизированную квартиру лишать депутатских полномочий? Для Москвы это необычный ход, но он не первый в стране», - заявил «НИ» политический юрист Олег Захаров.
Уволен за развалившийся гараж
На основании этого закона уже поплатился креслом спикер городской думы Ярославля. Гордума отправила в отставку и лишила мандата единоросса Павла Зарубина, не указавшего в декларации о доходах гараж, доставшийся в наследство от отца. Это первый случай увольнения спикера собрания областного центра по антикоррупционному законодательству. Сам Зарубин расценил это как «политическую расправу». Претензии к Павлу Зарубину у прокуратуры возникли в связи с гаражным боксом, доставшимся ему в наследство после смерти отца. Сам экс-спикер заявил, что никогда не пользовался этим гаражом и, исходя из того, что имущество ему не принадлежит, не указал его в декларации о доходах. Сам Зарубин связал инициативу о лишении его мандата с его противостоянием с мэром Ярославля Владимиром Слепцовым.
Вместе с тем, юристы сходятся в том, что при правильном и скрупулезном подходе к заполнению деклараций о доходах серьезных проблем у народных избранников возникнуть не должно.
«Конечно, нельзя исключить, что этим законом будут пользоваться в политических целях. Явно эта норма принята не для торжества справедливости. Если у оппозиционного депутата найдется не учтенная собственность, поднимется скандал с последствиями. Но налоговые декларации проверяются прокуратурой. Если выявляются какие-то несоответствия, собирается комиссия по этике. Где-то это является основанием для лишения мандата, где-то нет. Так или иначе, в прокуратуру поступает информация о сокрытии имущества. Когда снимали спикера гордумы Ярославля за не учтенный старый гараж, прокуратура занимала активную позицию. Без поддержки прокуратуры такое произойти не может. Так что чисто политической акцией все это назвать сложно. В каких-то случаях это, вероятно, и может служить механизмом для лишения мандата неугодных. Но, с другой стороны, если внимательно заполнять налоговую декларацию, накладок быть не должно. В Карелии, например, был с десяток выявленных несоответствий с имуществом, но при этом - ни одного случая лишения мандата»,- заявил «НИ» политический юрист Олег Захаров.
Похоже, что борьба с коррупцией у нас так и завершится разоблачением не учтенного полуразвалившегося гаража или не задекларированного копеечного кэшбека. А теневые владельцы бизнеса останутся при своих единороссовских мандатах и заклеймят позором нарушителей.
Свежие комментарии