Александр Дыбин
Предприятие «Язаки-Волга» работает в Нижегородской области более 10 лет. Это «дочка» японской корпорации Yazaki. Она производит жгуты для автомобильных проводов. В регионе у нее две площадки: в Нижнем Новгороде и Городце. С апреля заводы отправлены в простой. Основной покупатель продукции – автомобилестроительные предприятия.
Нижний Новгород работал на Peugeot и Nissan в Калуге, а Городец поставляет продукцию на «АвтоВАЗ». Автозаводы стоят, значит, и проводка им не нужна.Инцидент произошел в Нижнем Новгороде. Рабочим заявили, что они должны приходить на завод и три дня в неделю находиться там. «Отбывать» срок предложено в помещении столовой. Людей возмутили условия: всю мебель оттуда забрали, а сидеть предложили на деревянных паллетах, на которые постелили обрывки картонных коробок. По мнению рабочих, так людей вынуждают к увольнению.
«Проблемы начались еще в марте, сначала были сложности с поставками материалов, которые шли из Европы, начали убирать начала одну смену, потом вторую, и в апреле ушли в полный простой. Сейчас никакой информации о выходе из простоя нет, сокращать нас по ТК тоже не хотят», - сообщила «Новым Известиям» сотрудница предприятия.
История получила резонанс после яркого сюжета местного телеканала «Сети-НН», где рабочие общались с журналистом через забор, а охрана пыталась отогнать съемочную группу. Телеканалу удалось получить объяснение от руководства предприятия: сокращать людей не будут, потому что рано или поздно придется произвести уже заказанный объем продукции. А «сидение» в столовой было нужно для того, чтобы работники во время простоя не разбегались по подработкам.
«У нас был такой опыт, когда работники, находясь дома, искали возможность как-то поправить свое материальное положение. Мы им нисколько не мешали, даже в какой-то степени приветствовали. Но потом получалось так, что мы были вынуждены вызывать их обратно на работу, а в ответ получали не очень внятное оправдание, почему именно в этот день и этот час работник на работе быть не может», - заявил директор обособленного подразделения Азат Хуснулин.
Инспекция по труду и занятости обещала провести проверку соблюдения трудового законодательства.
По словам одного из сотрудников завода, после скандала бытовая ситуация стала чуть лучше, но людям по-прежнему создают сложности.
«Вчера было собрание. На нем нам объявили, что мы должны являться три дня в неделю: понедельник, вторник и среду на работу, - сообщил собеседник, - если заказ на жгуты от Калуги не появился, то нас отпускают домой. Но многие приезжают из других населенных пунктов, я например из Балахны. Нас привозит автобус. И здесь они решили подгадить. На завод нас привезут. Но обратно автобус поедет только как бы после смены в 16 часов. Рабочую неделю сократили до 3-х дневной по приказу ещё весной. Соответственно и заработная плата составляет две трети за простой и соответственно за 3 дня в неделю. Автопром стоит. Зарплата снижается до МРОТ. И данная ситуация – это скрытая безработица. Люди хотят работать, но работы нет. И руководство не обеспечивает работой, и не собирается сокращать. Ситуация патовая. Многие проработали на «Язаки» в Городце и по 10 лет. У нас просто беда с отсутствием работы и загрузки».
По словам другого сотрудника завода, после скандала, рабочих перевели в другое помещение с кондиционером.
«После приезда телеканала у нас состоялся разговор с директором, который попросил раскидываться такими громкими словами, как «стойло», «нары», «загоны», но и он пошел на уступки, нас собрали уже в более приятном месте, работали кондиционеры, подключили холодильники, туалеты были вымыты. Появилась горячая вода, можно попить чай», - сообщил собеседник.
При этом у рабочих появилась еще одна альтернатива, кроме как приходить с утра на работу и узнавать, есть ли заказ. Рабочие могут поехать в командировку в… Африку поработать на предприятии компании Yazaki.
«Это предложили работникам из Городца, они могут поехать на три месяца в Африку проводить обучение местным сотрудникам, оплатят перелет, проживание, питание, - сообщили собеседники «Новых Известий», - рабочие из Нижнего Новгорода спрашивали, могут ли поехать и они, но ответили, если останутся места».
Зарплаты на предприятии упали почти в три раза. До марта рабочие получали порядка 31 тысяч рублей, сейчас с учетом простоя и трехдневки выходит по 13 тысяч рублей. Перспективы предприятия не ясны, о продаже японского завода никто не говорит. Больше ясности в Городце, который работал на «Автоваз», по слухам, скоро будет заказ на жгуты для «Грант» и «Вест».
«Есть один слух, который никто не подтверждает, это переподчинение наших предприятий от европейского подразделения «Язаки» к азиатскому, чтобы переключить поставки на Китай, но это тоже на уровне разговоров», - сообщил собеседник.
«Новые известия» сделали запрос на предприятие и в правительство Нижегородской области по поводу судьбы заводов и альтернативных рабочих мест для сотрудников. На момент публикации ответы в редакцию пока не поступили.
Как ранее сообщали «Новые Известия» ряд предприятий в стране ушли в простой из-за проблем с поставками, сбытом или позицией иностранных владельцев. Так в городе Тихвин Ленинградской области с апреля не работает вагоностроительный завод из-за отсутствия подшипников, производившихся по американской лицензии. В простое находятся более 7 тысяч человек. На днях руководство завода заявило, что готовится снова запустить цеха во второй половине июля.
Свежие комментарии