Автор новой книги Джеффри Уиткрофт – опытный историк и биограф, перу которого принадлежат книги о британской партии тори и бывшем премьер-министре Тони Блэре, сообщает The New York Times. Цель его нового труда, судя по всему, – переосмыслить апокрифический образ Уинстона Черчилля как гениального политика, спасителя Британии и всей западной цивилизации, каким мы его видели, например, в недавнем фильме «Темные времена».
В новой книге Черчилль предстает не только расистом и пьяницей, что общеизвестно, но и лицемером, нарциссом, бездарным стратегом, империалистом, неблагодарным эксплуататором чужого труда, невнимательным отцом и искусным создателем собственного мифа. Словом, сложной фигурой, чьи достижения со временем затмили все его провалы и слабости.
«Он благородно и героически руководил британцами во время одного из величайших кризисов в истории, а затем вводил их в заблуждение, поддерживая страну обманчивыми иллюзиями величия и уникальности и мешая ей смириться со своим истинным местом в мире, – пишет Уиткрофт. – Если я и уделяю внимание неудачам Черчилля, то лишь потому, что с тех пор, как он достиг своего героического статуса, на них обращали слишком мало внимания».
Уиткрофт не считает свою биографию ревизионистской, он предпочитает слово «альтернативная». Однако список провалов своего героя, который он приводит, достаточно внушителен. Это катастрофическая кампания в Галлиполи в Первую мировую; попытки удержать заморские территории; ошибки во время Второй мировой, когда вместо вторжения во Францию он решил сражаться в Африке и Средиземноморье; равнодушие к голодомору в Бенгалии в 1943-м; поддержка ковровых бомбардировок немецких городов; сделки со Сталиным. Уж не говоря о расизме Черчилля и проповедуемой им теории «рас более высокого класса», к которым он не причислял ни африканцев, ни индусов, ни китайцев. Уиткрофт считает, что культ Черчилля во многом привел к тому, что политики, появившиеся после него, в безуспешных попытках стать следующим Черчиллем допустили множество военных неудач, от Кореи до Суэца, от Вьетнама до Ирака.
Наряду со своим героем Уиткрофт не дает спуску и другим лидерам. Так, Шарль де Голль у него «высокомерный и безжалостный», и Тони Блэр – «умственно второсортный». Но больше всего презрения вызывают у него политики американские, которые создали свой собственный культ Черчилля, не понимая по-настоящему, кем он был. Это началось еще с Джона Ф. Кеннеди, а продолжилось Рональдом Рейганом, который цитировал Черчилля в своей первой инаугурационной речи, и Джорджем У. Бушем, который хранил бюст Черчилля в Овальном кабинете. А уж когда дело доходит, например, до Дональда Трампа, который также порой ссылается на британского политика, писатель и вовсе встает на защиту своего героя: «За свою долгую жизнь Черчилль сделал и сказал много глупых, иногда катастрофических и даже неблагородных вещей, но он глубоко уважал конституционное правительство и избранные законодательные органы, не в последнюю очередь Конгресс. Ничто из того, что он когда-либо делал, не заслуживало появления Трампа, Джулиани и Круза».
Свежие комментарии