Елена Иванова
Такого падения не было со времен Второй мировой войны. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO),туристический поток только за первые четыре месяца уменьшился на 44%, по сравнению с соответствующим периодом 2019 года. В апреле 2020 года сокращение составило 97%, или 180 миллионов человек не воспользовались туристическими услугами в апреле. Потери отрасли за 4 месяца 2020 года составили 195 миллиардов долларов.
Отсутствие туристов особенно сказалось в особенности на главных туристических направлениях. Так, доходы от туризма в Греции за первые три месяца года уменьшились с 544 млн евро до 7 млн., в Италии они упали в марте на 95%, в Испании - на 77%. На апрель 2020 года в Турции туристический поток упал почти на 99,76 %. В России в первом полугодии ожидается падение доходов российскими туркомпаниями в размере 1,5 трлн руб.
Константин Гончаревский, руководитель сети агентств рассказал "НИ":
«Мы стали перестраивать всю работу на внутренний туризм, потому что выездного туризма у нас нет. А кормить персонал, платить зарплаты, аренду – все надо. Размер катастрофы не понимаю, но понимаю, что это катастрофа. Объем продаж внутреннего продукта, который сейчас доступен, не покрывает расходы на офис и персонал.»
Пострадали все предприятия отрасли. Загрузка российских гостиниц в первом квартале уменьшилась на две трети, а в апреле и мае составила всего 5-10%.
Елена Папиж, глава Ассоциации профессионалов туризма Ростовской области, рассказывает, что уже в марте гостиничная прибыль в области снизилась в полтора раза. Гостиницы обслуживают корпоративных клиентов, а они приезжают в Ростов в марте и апреле, а из-за режима изоляции отели вынуждены пропустить этот пик. Эксперт сомневается, что выпадающие доходы будут компенсированы летним транзитом. 70 % объектов готовы закрыться. «Некоторые эксперты конечно, высказывают достаточно оптимистичные прогнозы по поводу того, что после снятия карантина туристы вернутся на российские курорты. Однако большинство специалистов понимают, что это вряд ли случится. Одна из причин этого — это отсутствие корпоративных клиентов», - говорит Елена Папиж.
Другие профессионалы туристической отрасли смотрят на ситуацию менее пессимистично.
«В этом году у нас очень короткий сезон. Граница закрыта с обеих сторон, но люди все равно хотят отдыхать. Отложенный спрос колоссальный. И да если у туристов маленький бюджет, они все равно выбираются куда-то. Это создает повышенный спрос в ограниченное время. Внутренний туризм – менее маржинальный, чем зарубежный. Однако в мае все считали, что сезона не будет вообще, а сегодня сталкиваются с ажиотажным спросом. »,- говорит Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
КУДА ЕХАТЬ, КОГДА ГРАНИЦЫ ЗАКРЫТЫ
В 2019 году число туристов в России составило свыше 55 млн человек. Из них около 45% путешествуют хотя бы один раз год. В этом летнем туристическом сезоне другой возможности путешествовать у россиян не будет по причине закрытия границ. Поэтому среди тех, кто предпочитает путешествовать за рубеж, большинство (81%) хотят совершать туристические поездки по нашей стране, если будут сравнимые условия проживания и отдыха. В целом, такого же мнения придерживаются более половины россиян (56%).
По статистике различных аналитических агентств, в пять самых популярных направлений для внутреннего туризма в России входят: Москва и Московская область, Сочи, Анапа, Санкт-Петербург и Южный берег Крыма (Ялта, Алушта, Судак).
Российский сервис бронирования жилья Tvil.ru назвал популярные туристические направления для отдыха летом 2020-го года. "Среди внутренних направлений путешественники, в основном, выбирают Крым и Краснодарский край, на третьем месте Ленинградская область и Санкт-Петербург, города "Золотого кольца России“"на четвертом и Карелия на пятом месте", ― уточняет Оксана Шустикова, директор по развитию и коммуникациям.
Постепенно россияне отходят от шока карантина и начинают заниматься своим отпуском. В мае расходы на бронирование отелей выросли на треть. Об этом говорится в исследовании оператора фискальных данных «Платформа ОФД». «Средний чек покупки в категории „отели“ составил 1 610 рублей, что на 13% выше, чем в апреле. Объем продаж при этом вырос на 30%», — приводит слова аналитиков РИА «Новости». В АТОР говорят о повышенном спросе в самом дорогом сегменте. «В первую очередь, сейчас раскупаются дорогие отели. Они были раскуплены первыми. Туристы, которые ездили на Средиземное море, сейчас стараются получить схожие условия проживания», замечает Майя Ломидзе.
Как сообщили в пресс-службе Tvil.ru, сейчас наибольший интерес туристов к бронированию жилья для отдыха на лето в Тверской области, особенно в Осташкове. "Туристы бронируют на озере Селигер коттеджи от 6 до 30 дней компаниями до 10 человек и потратят на проживание, в среднем, 31 821 рубль", ― рассказывает Оксана Шустикова.
В десятку популярных направлений для отдыха этим летом, по версии сервиса Tvil.ru, вошла Карелия. Туристы резервируют коттеджи на июнь, июль и август на срок от недели до месяца. Они потратят на проживание около 27 тысяч рублей на семью или компанию до пяти человек. Самым дешевым направлением для летнего отдыха в этом году стал курорт Банное на берегу озера Якты-куль. Туристы бронируют в Башкирии таунхаусы и коттеджи на период от 7 до 14 дней и потратят на проживание 10 240 рублей на компанию 4-15 человек.
Главные проблемы отечественного туризма не новы: это дорогие перелеты и низкий уровень сервиса. Эксперты считают , что решить данные проблемы за столь короткий срок невозможно, хотя правительство и местные органы власти регионов предпринимают меры на улучшение предложения. Кроме того, многие туроператоры, работающие на международном рынке, используя свои знания и международный опыт, начали перестраивать свою работу, разрабатывать и предлагать российские туристические направления, говорят аналитики. Практики смотрят на эту проблему более реалистично. Константин Гончаревский видит много проблем на этом пути:
«Внутренняя структура туризма абсолютно не готова работать с туроператорами и турагентствами. Отели дают туристам скидки напрямую, и мы лишние в этой цепочке. Зачем человеку идти к туроператору? Нет нормальных цивилизованных отношений. Поэтому спрос есть, отелей нет, все уже забито. Продавать нечего. Номерной фонд маленький, поэтому и продавать нечего. Агентства не имеют права открывать новые направления по закону, туроператоры пытаются предложить Бурятию или Байкал, но это не продукт. Прежде чем продавать, нужно все проверить, проверить сообщение, гостиницы, программы. Сейчас этого ничего нет. Нет инфраструктуры внутреннего туризма.»
Инфраструктуры нет, но отпуск и каникулы никто не отменял. Куда поедут в этом году россияне? Абсолютное большинство поедет, как и каждый год, на море.
ЦЕНА ПЛЯЖНОГО ОТДЫХА-2020
Краснодарский край и Крым планирует посетить больше половины опрошенных россиян (55%). В июне путевки стоили от 18 тыс руб. на двоих за 7 ночей. Простое жилье можно было найти от 500 руб., комфортное - от 1,5 тыс руб. Авиабилеты из Москвы в Анапу и обратно стояли от 6,4 тыс руб. на одного, в Крым - от 7,5 тыс руб., в Сочи - от 5,8 тыс руб.
Цена городского и альтернативного отдыха
Только 15% опрошенных проявили интерес к культурно историческому отдыху и планируют посетить этим летом Калининград, Санкт-Петербург, Казань. Наиболее бюджетные билеты на июль в конце июня можно было купить в Москву, Астрахань, Волгоград, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Набережные Челны, Барнаул, Горно-Алтайск и Омск. Их цена варьировалась от от 850 до 1400 рублей на человека. При этом за проживание в трехзвездочной гостинице в Москве туристы заплатили от 1,3 тыс руб.за ночь, в Астрахани – 780 руб., в Волгограде – 1 тыс руб., в Санкт-Петербурге – 1,4 тыс руб.
Туроператоры предлагают и индивидуальные туристские маршрут на Байкал, Алтай, Камчатку, в Карелию и Хакассию, известные своей природой. Однако цены не по карману множеству российских туристов, и это делает эти цели доступными только для людей с высоким уровнем материального достатка.
Остальные будут экономить на всем.
Председатель комитета по туризму и индустрии гостеприимства Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Ирина Семенова говорит в интервью "Актуальным комментариям":
«Проблема в том, что у туристов на сегодняшний день снизится покупательская способность. И снизится она достаточно серьезно. Здесь важнее даже не открытие границ, а то, что у предприятий снижаются издержки, соответственно снижается финансовая составляющая людей, которые покупают туры. Таким образом, они будут выбирать более бюджетные варианты путешествий. Сейчас будут востребованы недорогие предложения на рынке, также ожидается скачок во внутреннем туризме. Наберут популярность туры выходного дня, однодневные туры, потому что люди задержались в изоляции. Например, в Санкт-Петербурге востребованными могут стать поездки по Ленинградской области. Люди захотят переночевать не дома, а одну-две ночи провести недалеко от дома, куда можно добраться на личном транспорте. Это будет востребовано, так как людям нужна смена обстановке и впечатлений, потому что они долго находились дома».
Что нужно делать для развития внутреннего туризма?
Эксперты Плехановской академии считают, что в настоящий момент для развития внутреннего туризма на первый план должен выйти продукт, которым могут прежде всего воспользоваться сами местные жители (между городами должна быть развита дорожная инфраструктура, необходимо наличие кафе и банкоматов).
Отдых должен быть бюджетным, так как многие россияне почувствовали последствия коронавируса на своей собственной зарплате. К тому же цены на гостиницы и авиабилеты внутри страны стали выше докризисных. Если откроется заграница, цены на авиаперелеты по России могут достигнуть докризисного уровня, а цены на проживание в гостиницах в регионах страны снова будут снижаться. Но пока этого не происходит. Государство должно системно подойти к вопросу внутреннего туризма и отдыха россиян.
Константин Гончаревский, руководитель сети агентств рассказал НИ:
«Здесь можно опереться на опыт Турции, которая начала туристический проект 40 лет назад. Тогда государство давало беспроцентные кредиты на подвод газа и воды и отдавало землю в аренду на 50 лет. Им понадобилось 10-15 лет, чтобы выстроить такую инфраструктуру. За один приказ это не решишь, ни за год, ни за два, ни за три. Этим нужно планомерно заниматься».
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Профессионалы рынка сдержанно относятся к прогнозам по его восстановлению.
Председатель комитета по туризму и индустрии гостеприимства Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Ирина Семенова считает, что «сейчас сложно сейчас сделать длительный прогноз по поводу восстановления рынка. Я считаю, что само восстановление после открытия границ будет достаточно медленным. Возвращение на тот уровень и объем, на котором мы находились до пандемии, займет минимум год. Если открытие границ произойдет в середине июня, то я думаю, что на объем продаж мы выйдем к середине осени. Летний сезон мы потеряли.»
Константин Гончаревский, руководитель сети агентств : «Есть Союз российской туриндустрии, который постоянно информирует правительство, но процесс это небыстрый. Выйти на ноль до конца года не удастся. Летнего сезона уже не будет, это очевидно. Дальше будет осенний провал, когда дети пойдут в школу, а родители работать. Может быть, осенью начнется зимнее бронирование, но валовых поездок на горнолыжные курорты и в экзотические страны не будет в сложившихся обстоятельствах. Поэтому нам нужно терпеть и ждать. Кто выживет, тот получит повышенный спрос в конце всего».
Что касается Лазурного берега, Испании и Греции, решение по открытию сообщения отложено на 31 августа, поэтому этим летом россияне Европы точно не увидят. Индия и Таиланд тоже пока закрыты. А дальше все будет зависеть от того, как будет развиваться пандемия, и как быстро человечество найдет вакцину против вируса.
Свежие комментарии