На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новые Известия

1 313 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Радченко
    Честно - уже так надоели эти фильмы, точнее, диссонанс между сотрудником нарисованным, прям идеальным и тем, что в го...Детектив или филь...
  • Античубайс777 родионов
    Разрешите вас перебить", — обратился Штирлиц к группе беседовавших  иностранцев в руководстве российских компаний. Вы...Иностранцы в руко...

Людмила Улицкая: "Это естественное желание – хранить память о расстрелянных предках"

Как известно, 28 декабря 2021 года Верховный суд России удовлетворил иск Генеральной прокуратуры и постановил ликвидировать признанный иноагентом «Международный Мемориал», а 29 декабря 2021 года Мосгорсуд принял аналогичное решение по иску прокуратуры Москвы в отношении Правозащитного центра «Мемориал».

Однако борьба за сохранения этих важнейших для России институций, не закончена: защита обеих организаций будет обжаловать оба приговора. ЕСПЧ уже выдало России предписание приостановить ликвидацию до окончания разбирательства по жалобе российских НКО в отношении закона об иноагентах, поданной в 2013 году.

Знаменитая русская писательница Людмила Улицкая, родители которой были репрессированы сталинским режимом, специально для «Новых Известий» написала о выдающейся роли этих организаций в российской истории:

«Сегодня перед обществом поставлен вопрос – нужна ли память? Попробуем разобраться.

Человеческий вид – единственный из известных науке биологических видов – обладает кроме индивидуальной памяти, еще и исторической памятью. Именно эта особенность – наличие исторической памяти – и делает наш вид уникальным. В сущности, каждый биологический вид имеет свою историю и свою географию, но только человек в состоянии фиксировать события своего прошлого и именно по этой причине человек живет в истории. И каждый человек в отдельности, и семья, и целый народ.

Какой-то неизвестный гений, а, скорее всего, несколько гениев, проживающих в разных местах планеты, начали запись человеческой истории. Первая летопись человечества – изумительные рисунки наших далеких предков, сделанные ими на стенах темных пещер, и рядом с этими рисунками можно найти и следы копоти от огня, который они уже научились поддерживать. Эти рисунки – первые свидетельства того, что у древнего человека возникла потребность передавать свои знания потомкам. Так возникала культурная память.

Передача знаний от поколения к поколению не происходит автоматически. В старые времена ремесленник передавал свои навыки подрастающему сыну, и сын сапожника становился сапожником. Но лучший способ передавать знания из поколения в поколение возник с началом первых записей. Это – начало человеческой, уже не только биологической истории.

Какое же это поразительное, уникальное и непостижимое явление! Вот рождается ребенок, и к двум годам он узнает опытным путем о многих качествах окружающего мира и судит о мире по своим ощущениям: тепло-горячо, вкусно-невкусно, комфортно-неудобно… С годами мир человека расширяется практически безгранично – он знает кое-что о мироздании, кое-что о собственном организме, кое-что о жизни как об уникальном явлении. И все его знания хранятся в памяти, а также в тех приспособлениях, которые человек придумал и построил для сохранения знаний, которые уже называются информацией. Знаний – океан. Ни одно живое существо не способно вместить всего, что знает совокупное человечество. Для того, чтобы пользоваться этим океаном информации, существуют специальные приемы: научные библиотеки, специальные журналы по отраслям знаний, сегодня есть специализированные сайты. А где же хранится память о нашей недавней истории, той истории, в которой всегда боролись два направления: одно - фильтрующее ее для каких-то специальных целей и другое, пытающееся предоставить ее полный поток, неурезанный и не отцензурированный.

В постсоветском обществе функцию такого хранителя памяти послереволюционной эпохи взяло на себя общество «Мемориал»*. Общество «Мемориал» было создано в 1988-м году, когда привыкшее к молчанию общество начало обретать язык: проходили по клубам дискуссии на разные темы, которых прежде как будто и не было: об экологии и сохранении памятников старины, о терроре и о жертвах репрессий. Именно из этой группы активных людей и возникло общество «Мемориал».

Разные этапы проживает общество – в конце восьмидесятых оно выходило из глухого молчания и обретало язык. Тогда-то и возникает мысль поставить в центре столицы памятник жертвам политических репрессий. По этому поводу группой активистов было написано письмо в правительство. Ответа нет. Идея созданий памятника жертвам политических репрессий собрала группу людей, которые впоследствии и стали ядром организации «Мемориал». Кто-то из них продолжает заниматься этим делом, а кого-то уже нет. Умер Арсений Рогинский, один из основателей «Мемориала». Но остались его сподвижники, и пришли новые, молодые люди, которые сегодня продолжают эту священную работу памяти.

Один из «долгоиграющих» проектов – «Школьный конкурс «Человек в истории. Россия ХХ век». Этому конкурсу уже двадцать три года. Последние несколько лет мне довелось работать на этом проекте, в качестве председателя жюри. С 1999 года эти годы издано было 24 сборника школьных работ. Эти книги трудно отнести к какому-то определенному жанру, потому что воспоминания просвещенных, образованных молодых людей чередуются с воспоминаниями людей необразованных, которые не в состоянии записать то, что сохранила память. Эта «малограмотная» память нуждалась в помощниках, которые могли бы выслушать и записать уникальные рассказы очевидцев, свидетелей времени которых сегодня уже почти и не осталось.

Эта огромная работа усилиями сотрудников общества «Мемориал» была проделана. Собран архив, насчитывающий сотни тысяч документов. Восстановлены тысячи имен, найдены места заброшенных захоронений. Отдельную главу в этой истории посветят когда-нибудь карельскому историку Юрию Дмитриеву, который сейчас репрессирован, как и те люди, имена и могилы которых он нашел. Им опубликованы материалы его исследований.

Это естественное и благородное намерение – сохранить память о своих безвинно расстрелянных предках. Почему последние годы мы наблюдаем отчетливое нежелание власти сохранить эту естественную, веками принятую человечеством традицию памяти о предках?

В недавние трагические времена мир не делился на жертв и палачей. Но это была только иллюзия карателей, которые не предвидели завтрашнего дня, когда они тоже оказывались в камерах заключенных. Да, собственно, и древняя история показывает нам примеры того, как быстро палач становится жертвой, и новый палач, вставший на место прежнего, заранее трепещет перед теми, кто придет ему на смену.

Это древняя социальная болезнь человеческого общества: человек не может существовать в одиночку, он выстраивает социальную структуру, называемую государством, и государству дается право совершать суд, наказывать виновных в нарушении законов. И именно в этой точке мы сталкиваемся с важнейшей проблемой: создания справедливого закона и соблюдение этого закона.

Советская власть, с момента ее существования, издавала множество законов, которые современнику представляются жестокими и нарушающими все природные, естественные права человека. Можно ли считать справедливыми выселения целых народов с мест своего исконного обитания, переселение отдельных семей с родины в отдаленные району Сибири и Дальнего Востока? Происходила длящаяся десятилетиями демографическая катастрофа, последствия которой не преодолены. И все это история нашей страны, с ее ошибками и преступлениями, избежать которых в будущем можно только в одном единственном случае: если уроки истории будут усвоены теми, кто направляет развитие государства, и самим обществом. И здесь очень много зависит именно от общества: достаточно ли оно информировано об истории прошлых лет, сохраняет ли оно память о тех страданиях, через которые прошли предшествующие поколения? Желает ли оно возвращения жесткой систему управления или готово стать участником самого процесса, обсуждая на всех уровнях наши общие проблемы, болезни, трудности, которые возникают в любом, даже самом благоустроенном обществе? Мне представляется, что самым естественным и прямым путем есть осмысление нашего прошлого, честный и бесстрашный разговор об ошибках и преступлениях власти, о слабости российского общественного сознания – и все эти проблемы связаны с нашим традиционным беспамятством. Общество «Мемориал» - один из важнейших инструментов по поддержанию этой высшей и летучей материи - человеческой памяти.

Возникшая угроза закрытия Международного Мемориала - ужасный симптом болезни нашей власти. Сама человеческая, историческая память не подчиняется законам государства, вне зависимости от того, плохие эти законы или хорошие. Кроме той повседневной истории, тех событий, о которых нам сообщают ежедневные газеты, существует и большая человеческая история, которая расскажет нашим потомками и о борьбе общества «Мемориал» за сохранение исторической памяти, и о тех людях и организациях, которому этому препятствовали. Мотивация деятельности «Мемориала» мне вполне понятна. А вот мотивация тех, кто хочет ее запретить, понятна гораздо менее. Может, до их сознания дойдет, что у истории очень мощные колеса, и со временем она расставляет все фигуры по своим местам. В зависимости от того, работали ли эти деятели во имя блага и гуманизации человеческого общества, или все силы употребляли на то, чтобы мы все снова оказались в первобытном общества, где правит не самый умный, а самый сильный.

Работа общества «Мемориал» и была нацелена на идею гуманизации мира. Процесс «очеловечивания», начавшийся с того момента, как одна обезьяна бескорыстно помогла другой, продолжается. Сохраним общество «Мемориал» - оно помогает очеловечиванию нашего опасного мира.»

*Признан иностранным агентом в РФ

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх