На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новые Известия

1 315 подписчиков

Свежие комментарии

  • Античубайс777 родионов
    Разрешите вас перебить", — обратился Штирлиц к группе беседовавших  иностранцев в руководстве российских компаний. Вы...Иностранцы в руко...
  • Любовь Русяева
    Рано радовались!ВОЗ приняла резол...

Бывало и хуже: чем похож и отличен от других кризис 2020 года

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

Несмотря на заверения властей о диверсификации рисков и снижении зависимости российского бюджета от цен на нефть, все кризисы 21-го века, включая дефолт 1998 года, показывали события, которые регулярно повторялись из кризиса в кризис. Причины экономических волнений были разные, но некоторые обстоятельства присутствовали всегда: цена на углеводороды резко падала, курс доллара так же резко рос, народ терял много денег.

Что же общего и различного между кризисами 1998, 2008, 2014 и 2020 годов?

1998 vs 2020

Как в конце прошлого века, так и сейчас оба кризиса носят нелокальный характер: в конце прошлого века он пришёл из Азии, сейчас он накрыл всю мировую экономику. В 1998 году азиатский кризис дошёл до России. Как говорят эксперты, тот экономический шторм выбил слабые звенья в экономике, коим Россия и была на тот момент: налоги не собирались, это приводило к тому, что внутренние заимствования становилось делать всё сложнее для финансирования бюджета. Когда стоимость займов измеряется в десятках процентов, а потом в сотнях процентов, это приводит к построению пирамиды. Тогда была построена пирамида ГКО, которая в результате и взорвалась, говорит финансист Вячеслав Рабинович. Кроме того, рубль на тот момент был чрезвычайно переоценен, и доллар стоил 6 рублей. Переоцененный рубль душил всю экономику. Когда цена на нефть опустилась до 9 долларов за баррель, вся эта пирамида ГКО, неплатежей и неспособности собирать налоги одномоментно рухнула.

- Тогдашний премьер Сергей Кириенко, который сейчас попал под санкции Евросоюза и Великобритании, имел два варианта: или девальвировать рубль, или объявить дефолт. Но Кириенко сделал и то, и другое. - говорит Рабинович.

Государственный долг значительно вырос и в 2020 году. Если в 2008 году госдолг составлял 6,5% от ВВП, то в 2020 он стал уже 20%. В отличие от европейских стран, где госдолг в Италии хотя и составляет 130%, а в Великобритании – 150%, в России обслуживание госдолга дорогое из-за санкций.

- Если будут санкции в отношении нерезидентов – владельцев российских облигаций, а таких сейчас чуть ли не 30%, они, конечно, будут сбрасывать эти бумаги. На Западе ничего подобного в отношении владельцев бумаг нет, а вот в отношении нерезидентов-владельцев российских ОФЗ есть. Вопрос этот не раз поднимался, в том числе, поэтому доля нерезидентов уменьшается. Даже если санкции не введут, но активно будут обсуждать, нерезиденты будут выходить из наших бумаг. Чтобы рынок не обрушился, государство будет вынуждено их покупать за счёт средств НФБ, - говорит экономист Игорь Николаев.

Государство решило, что справится с проблемами за счёт госдолга, вступая тем самым в конкуренцию с бизнесом. Недавно Минфин занял на рынке рекордную сумму 10 триллионов рублей за счёт продажи гособлигаций. Эти деньги пошли не в инвестиции в частные компании или покупку частного долга, помогая тем самым бизнесу, а на покупку ОФЗ. Экономика лишается инвестиционных ресурсов, потому что эти деньги идут на выполнение бюджетных обязательств, а не на рост экономики. Из-за санкций рынок заимствований весьма ограничен, поэтому государство забирает ресурсы у бизнеса, чего на Западе нет.

1998 год стал символом фиаско долговой политики государства, хотя состояние экономики было несравнимо хуже, но санкций и в помине не было.

- Принципиально я бы не сказал, что ситуация отличается от 98-го года. Тогда было наращивание долга и сейчас, но только мы в разных точках пока находимся. Пока мы далеки от дефолта, но если все пойдёт, как пойдёт, то можно туда и прийти, - предупреждает Игорь Николаев.

Для бизнеса 1998 год был тяжёлым, но быстрым. Кризис 2020 года обещает быть тяжёлым и затяжным.

- Разница между 1998 годом и существующим фундаментальная. Тогда кризис характеризовался быстрым падением и быстрым отскоком. Кризис 2008 и 2014 года – это среднемедленные и среднесильные. Этот кризис вялотекущий, поэтому большая часть бизнеса варится как лягушка в молоке и ничего особо не чувствует. Ну так, умирают и умирают, - говорит российский предприниматель и экономист Дмитрий Потапенко.

2008 vs. 2020

В 2008 году кризис пришёл из Америки, когда лопнул очередной финансовый пузырь на рынке ипотечного кредитования и на рынке финансовых инструментов, связанных с недвижимостью. Это повлекло за собой падение инвестиционных институтов и банков – например, Lehman Brothers и Merrill Lynch, рассказывает Вячеслав Рабинович. На Merrill Lynch нашёлся покупатель – его купил Bank of America. На Lehman Brothers покупателя не нашлось, и это послужило дополнительным огромным ударом по мировой финансовой системе. В результате были заморожены самые большие и ликвидные сегменты финансового рынка, включая краткосрочные долговые обязательства, в том числе, самых высоких рейтингов.

- Компания Coca-Cola, имевшая самый высокий рейтинг ААА, не могла выпустить эти обязательства, для того чтобы управлять своей ликвидностью , например, финансирования зарплат своих сотрудников, - говорит Рабинович.

Для России удар был большой: цена на нефть упала со 147 долларов за баррель в мае до 39 долларов в конце 2008 года. Ещё в январе в Давосе российские системные либералы убеждали мировую экономическую верхушку, что Россия останется «тихой гаванью» и «островком безопасности». Из всех стран G20 Россия показала наихудший результат – её ВВП сократился на 9%. После выходя из кризиса 2008 года выздоровление российской и мировой экономики проходило разными темпами.

Мировая экономика росла более чем на 3% в год. Американская экономика росла в некоторые годы больше, чем 3% в год. Российская экономика вообще никуда не росла последние 12 лет, и 6-й год подряд понижаются доходы населения. Когда западные страны падают со своей высокой базы не по своей вине, а по вине глобальных непредвиденных обстоятельств, Россия скатывается совсем не с высокого уровня, имея полную стагнацию последние 12 лет, констатирует Рабинович. В мая 2008 года долларовый индекс РТС был на уровне 2500 пунктов. В 2020 году он находится в районе 1000 пунктов. В долларах инвесторы потеряли в России 60% за 12 лет.

- Когда деньги просто выводятся на запад, это одно. Когда из денег налогоплательщиков финансируются Симоньян, Киселев и прочие Соловьевы, закупаются автозаки, а граждане получают дубинами по голове, это покруче, чем просто воровство, - считает Вячеслав Рабинович.

2014 vs. 2020

В отличие от 2008 и 2020 года, кризис 2014 года был чисто российским и рукотворным. В российскую экономику вернулись факторы, которые были только в Советском Союзе – санкции. К тому же резко упали цены на нефть. Это привело к серьёзному падению курса рубля. Если в начале 2014 года доллар США стоил 32,6 рубля, а евро — 45 рублей, в конце года за доллар давали 56,2, а за евро- 68,3. За ослаблением рубля пришла инфляция, снижение реальных располагаемых доходов населения и падение потребительского спроса. По данным Минэкономразвития, потребительская инфляция в 2014 году в России составила 11,4%.

- В настоящее время в России традиционно для исследуемого набора кризисов наблюдается падение курса рубля по отношению к доллару и евро и сильное уменьшение стоимости нефти на мировых рынках. Но отличием кризиса 2020 года от кризиса 2014 года является то, что он общемировой, считает Светлана Казанцева, доцент кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Эксперты критикуют качество управления страной, которое не позволяет ей быстро оправиться от кризиса и начать новый этап развития.

- Если речь идёт о самодельном, самострельном кризисе 2014 года, это говорит об ужасном управлении страной. Если это мировой кризис, то это говорит о том, что страна во время мирового кризиса получает наихудший результат. Она не имеет сильного и быстрого отскока, как это произошло в мире после 2008 года, а упав, лежит на дне, - описывает картину Вячеслав Рабинович.

2020 год ещё не закончился, но и кризис ещё очень далек от завершения. Рост экономики за третий квартал в Китае составил 4,9%. Нефть торгуется по 42 доллара за баррель. Российские граждане потеряли 1 триллион рублей зарплат за время пандемии. В это же время в Европе вводятся локальные карантины. Койки в больницах заполняются ковидными больными. Вторая волна пандемии пришла. Кризис продолжается.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх