Новые Известия

832 подписчика

Свежие комментарии

  • Alex Немо
    Ну таки строили в СССР более 30 лет тому назад. Нынешние хозяева жизни понятия не имеют как это поддерживать, их толь..."Газпром" сообщил...
  • Rusik Rusik
    Не хочешь сидеть в тюрьме, не нарушай закон а выражать своё мнение надо не на улице а на выборах голосуя за или против.Посадить всех: Лу...
  • Lehanaizhe
    Армяне молодцыКремль ответил Ту...

Ирак не прочь заменить американские истребители на МиГ-29 и МиГ-35

Ирак не прочь заменить американские истребители на МиГ-29 и МиГ-35

Виктор Кузовков

Причем, иракцы хотели бы получить именно новейшие МиГ-35. Но поскольку с поставками истребителя, который еще даже не стал производиться крупными сериями, могут возникнуть проблемы, они согласны и на МиГ-29, имеющиеся в наличии у России, после существенной модернизации последних.

Всего на вооружении ВВС Ирака сейчас находится 34 американских истребителя F-16IQ. Их поставили в эту страну уже после того, как там был свергнут режим Саддама Хуссейна. Соответствующий контракт, а точнее, два контракта, на 18 и 16 истребителей, были подписаны между Вашингтоном и Багдадом в 2011 году. После его исполнения данный истребитель стал одной из основных боевых единиц иракских ВВС. Помимо него, важную роль там играет российский штурмовик Су-25 – около двадцати машин этого типа были в общей сложности поставлены Багдаду из России, Белоруссии и Ирана. Причем, в основном иракская авиация применялась в последние годы для борьбы с ИГИЛ (запрещена в России) и другими террористическими организациями, и роль штурмовиков в этих операциях значительно выше, чем роль многоцелевых самолетов типа F-16IQ.

Отдельно нужно отметить, что поставленная Ираку модификация истребителя (а буквы IQ обозначают, в данном случае, именно Ирак) является, по общему мнению, самой слабой из всех существующих на сегодняшний день версий этого заслуженного самолета.

Так, например, она до сих пор имеет на вооружении устаревшие ракеты «воздух-воздух» AIM-7 Sparrow и AIM-9L/M, да и бортовое оборудование этой модели оставляет желать лучшего, что ставит под вопрос пригодность этого самолета к выполнению миссий по противовоздушной обороне Ирака.

Причина, по которой американцы не очень заморачивались оснащением иракского F-16 современными системами, довольно прозрачна – иракских военных вряд ли можно назвать большими друзьями Америки, риск утечки военных секретов и технологий из иракской армии очень высок, и Вашингтон буквально разрывался между необходимостью поддержать возможного союзника в борьбе против Ирана и нежеланием допустить утечки своих военных секретов. Поэтому вариант, реализованный в итоге, является очень и очень компромиссным. Фактически, иракские ВВС более-менее боеспособны только против ВВС соседнего Ирана, многие годы находящегося под санкциями и не имеющего на вооружении действительно современных самолетов. Хотя их боеспособность против банд террористов, не имеющих собственных средств ПВО, тоже не вызывает особых сомнений. Но на этом, наверное, список можно и закончить…

Ираку, разумеется, особого выбора не оставили – будучи, де-факто, оккупированной страной с американским воинским контингентом на своей территории, Багдад особого выбора и не имел. С другой стороны, если строго следовать в русле мирового гегемона, большего иракской армии и не требовалось – скромная рабочая лошадка, способная расстреливать террористов с большой высоты и перехватить, если повезет, пару иранских самолетов, вполне устраивала иракских генералов.

Однако с приобретением американского истребителя у Ирака сразу появились и проблемы. И прежде всего, это неготовность военного и технического персонала к обслуживанию данного типа самолетов. Кроме того, это обслуживание было очень дорогим, поскольку буквально каждую деталь приходилось закупать в США, а само обслуживание во многом осуществлялось силами американских специалистов.

Нет, все было более-менее терпимо, пока речь шла только о деньгах – в конце концов, Ирак располагает действительно большими запасами нефти и экспортирует её, минуя большинство ограничений и соглашений ОПЕК. Денег хватало, и долгое время казалось, что Багдад полностью доволен сложившейся ситуацией. Но, как часто случается, «что-то пошло не так»…

Главной причиной беспокойства иракских генералов стало то, что в ближайшее время ожидается вывод с территории Ирака военных специалистов США, а возможно, и всего американского воинского контингента. Да, к этим сообщениям нужно относиться с изрядной долей скептицизма, ведь известно, что американцы крайне неохотно выводят войска оттуда, где им удалось закрепиться. В частности, в последние годы ходит много разговоров о скором выводе американских войск из Афганистана и Сирии. Это клятвенно обещал сделать прошлый президент США, Дональд Трамп, поговаривают об этом и представители нынешней администрации, но, как известно, процесс идет гораздо медленнее, чем принимаются новые планы и графики.

И в то же время полностью проигнорировать подобные разговоры Багдад не может. А значит, у него действительно есть причина задуматься о замене американских машин на что-то, более…

Кстати, а на что? Вопрос не праздный, поскольку у Ирака не так уж много доступных вариантов. Американские самолеты, по понятным причинам, исключаются – нет смысла менять одни на другие, если проблемы с обслуживанием и боевой готовностью останутся. Французские истребители «Рафаль» выглядят еще более сомнительным выбором – и дорого, и еще большая зависимость в их обслуживании. Другие европейские варианты, типа «Еврофайтера» или «Грипена», имеют ту же проблему. Помимо того, общей для всех истребителей, производимых в странах НАТО, является проблема боевой эффективности – ясно, что с подачи американцев и европейцы не предложат Ираку ничего, по-настоящему современного.

Де-факто остаются только два игрока – Россия и Китай. Но и Китай можно почти наверняка исключить по той причине, что его боевые самолеты, предлагаемые на мировом рынке, не отличаются особой современностью. Их главное конкурентное преимущество – цена. Это хорошо работает с некоторыми государствами, например, Пакистаном, у которого не очень много свободных средств. Но Ирак, при всех своих проблемах, имеет серьезную финансовую подпитку от экспорта нефти и, кажется, может себе позволить что-то посовременнее и подороже.

Сами иракцы весьма амбициозны в своих желаниях. Например, еще в августе прошлого года иракские военные заявили, что хотели бы приобрести самые передовые российские истребители Су-57. Правда, с оговоркой, что пока цена на этот самолет высоковата и для Ирака. Среди возможных вариантов покупки назывались и Су-30СМ2. Этот вариант чуть более «демократичен» по цене, при этом боевые возможности данной боевой машины еще долго будут вполне конкурентоспособны в ближневосточном регионе.

И все-таки сейчас, как стало известно, чаша весов постепенно склоняется в сторону фронтовых истребителей МиГ-29 и МиГ-35. И это, в общем, довольно логично – российская техника хорошо известна иракским военным, цена на указанные модели истребителей существенно ниже, чем на самые передовые разработки российского или мирового ВПК, а боевые возможности указанных машин, особенно МиГ-35, вполне соответствуют современным требованиям. Во всяком случае, это можно с уверенностью говорить применительно к МиГ-35, да и модернизированный МиГ-29 вполне конкурентоспособен на фоне любой версии F-16 или других истребителей четвертого поколения.

Возможный вариант покупки – смешанный. То есть, не исключено, что иракские ВВС получат оба типа истребителей. Основную массу составят в таком случае модернизированные истребители МиГ-29, а в дополнение к ним будет поставлено некоторое количество абсолютно новых МиГ-35. Это позволит Багдаду и уложиться в какой-то приемлемый для него бюджет, и получить больше возможностей и большую боевую устойчивость своих ВВС.

Также одной из возможных целей называется приобретение иракскими специалистами опыта эксплуатации современных российских истребителей для возможного в будущем перехода на более современные модели российских самолетов. В частности, речь действительно может пойти об истребителе Су-57 в экспортной модификации, который Россия довольно активно предлагает своим иностранным партнерам по военно-техническому сотрудничеству.

В случае реализации подобного сценария можно будет с уверенностью говорить о том, что возможности ВВС Ирака существенно повысятся в области противовоздушной обороны. При этом дополнительные возможности появятся у них в военных действиях на море – МиГ-35, помимо прочего, имеет системы наведения и вооружения, способные эффективно бороться с морскими надводными целями.

При этом эффективность работы «по земле» останется, как минимум, на прежнем уровне – современные модификации МиГ-29 уже не так узко специализированы, как это было в конце прошлого века, и помимо маневренного воздушного боя могут теперь довольно эффективно (и массировано) работать по наземным целям. Если предположить, что американский F-16IQ все-таки не будет списан в утиль, а продолжит полеты, как минимум, до фактического износа ключевых узлов и агрегатов, можно будет с уверенностью говорить о существенном росте могущества иракских ВВС.

А приятным бонусом для Москвы может стать пока отложенная, но вполне возможная в будущем покупка истребителей Су-57. Во всяком случае, это будет тем более вероятным, чем более успешным окажется опыт эксплуатации в Ираке российских истребителей марки МиГ…

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх