На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новые Известия

1 315 подписчиков

Свежие комментарии

  • Античубайс777 родионов
    Разрешите вас перебить", — обратился Штирлиц к группе беседовавших  иностранцев в руководстве российских компаний. Вы...Иностранцы в руко...
  • Любовь Русяева
    Рано радовались!ВОЗ приняла резол...

Запрещенные восточные сообщества: опасны ли Талибан* и ИГИЛ* для России?

Давид Турмилов

Опасен ли Талибан для России? На этот вопрос надо найти концептуальный ответ, то есть вытекает ли возможная экспансия талибов на наши былые среднеазиатские республики из их ментальности, из их религиозных верований. Ситуативные и конъюнктурные моменты, которые могут их побудить к вторжению, например, в Таджикистан, имеют второстепенное значение.

Поэтому надо выяснить особенности их религии. Ее появление восходит к подавлению восстания сипаев в Индии в 1859 году. Это трагическое событие вызвало духовный кризис в индийском мусульманстве. И одним из последствий кризиса стало появление конкурирующих суннитских школ Деобанди и Барелви, первая из которых возобладала в Афганистане.

Ислам пуштунов совсем не тот, что у сотен миллионов арабов. Это крайне консервативная ветвь ислама, лишенная мессианских амбиций, своеобразный мусульманский протестантизм в противовес государственным мусульманским религиям. Затянувшаяся на годы советская оккупация Афганистана сделала студентов-богомольцев бойцами, стремившимися стать хозяевами в своей стране.

И в борьбе за души правоверных в Афганистане деобандизм столкнулся с ваххабизмом. Их конфликт мы поясним на отечественном примере. Во время Гражданской войны и позже в русском коммунизме выявилось два воззрения на перспективу Революции: интернациональное и патриотическое. Первое аналогично ваххабизму с мессианскими амбициями и нацелено на всемирную победу коммунизма.

Для интернационализма были важны не столько резолюции Коминтерна, сколько возобладавший среди русских людей интернациональный дух. Он выражен в красивейшем стихотворении Светлова «Гренада». По окончании Гражданской войны этот дух стал ослабевать, и с морем повседневных забот восторжествовал патриотизм, теоретически выраженный тезисом о возможности построения коммунизма в одной стране и руководимый Сталиным. Это настроение народа выражалось в песенках типа «чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим». Интернационалистов вырезали одного за другим, пока, наконец, не добрались до Льва Троцкого.

В деобандизме отразился национальный характер пуштунов: их национальный эгоизм и бессознательное стремление закрыть свои души от вторжения извне: поначалу от англичан, затем от многих других, включая русских, которые пытались привить им свои догмы. . Деобандизм был адекватной формой пуштунского национализма. И он пережил аналогичный ему и оказавшийся недолговечным советский патриотизм.

В советские годы сопоставление мусульманства и коммунизма было в ходу в философских кругах. Одна философствующая дама из ЕС, называя по-нынешнему, интерпретировала советский коммунизм через ислам, т.е. мало понятный ей коммунизм через более понятный ей ислам. Для нас же более понятен некогда живой коммунизм, так что у нас обратный ход мысли.

Такие философские изыскания имели место, пока за русским коммунизмом признавалась известная духовность. Но когда Хрущев декларировал коммунизм как общество всеобщей сытости, духовность ислама сопоставлять стало не с чем. При этом надо не упускать из вида колоссальную дистанцию между стоящими на нижних ступенях человеческой культуры афганцами и носителями великой русской культуры.

Нам такое сопоставление позволило уяснить, что деобандизму с его националистической ориентацией экспорт революции чужд. И мы можем быть уверены в отсутствии идейных мотивов для экспансии талибов в наши некогда братские среднеазиатские республики.

РФ поторопилась объявить Талибан террористической организацией.

По логике вещей талибы должны были быть нашими союзниками, ибо разгромили моджахедов, которые выперли из Афганистана нашу сороковую армию. Как известно, враг моего врага мой друг. А когда Талибан организовал Исламский Эмират Афганистана, нам хуже не стало, так как экспорт наркотиков из этого Эмирата был на нулевом уровне. Это позже, в канун вторжения в Афганистан США с НАТО пуштуны занялись производством наркотиков вследствие срочной нужды в деньгах для приобретения оружия. Если бы между РФ и Эмиратом были бы нормальные отношения и мы обеспечили бы их оружием, то деньги и наркотики им бы не понадобились. Пуштуны смогли бы тогда самостоятельно отразить агрессию американцев с их союзниками и захлопнули бы дверь перед их арабскими «друзьями» с аль-Каедой. А в условиях острой нехватки оружия талибы были вынуждены бороться с западными оккупантами террористическими актами.

И как долго при каждом упоминании Талибана мы будем добавлять проклятие о его запрещении на всей территории РФ?

И если поначалу деобандизму с его национальной пуштунской ограниченностью противостоял готовый поглотить весь мир ваххабизм, то в информационный век появился идейно близкий к последнему попутчик с претензией на глобализм, назвавший себя ИГ* (ИГИЛ)*.

ИГ создали офицеры Саддама Хуссейна, оставшиеся не у дел после

разгрома американцами его государства и казни его самого. Джордж Буш-Ст. был расчетливым политиком. Он показал это, когда переиграл Горбачева и когда разбил армию президента Хуссейна, но сохранил его государство. А на Буше-Младшем природа отдохнула. Он напал на Ирак, который не трогал американцев и нейтрализовал агрессивный шиитский Иран, Буш-Мл. уничтожил это светское государство, создав почву для порождения теократического нового типа: приспособленного к функционированию в глобальном мире.

Иран был светским государством проамериканской ориентации, руководимым шахской династией Пехлеви. Шиитские аятоллы свергли шаха и установили свое мусульманское правление. Этому перевороту сопутствовал захват посольства США. Это прямо-таки требовало военного ответа, но американцы проглотили обиду и повели с захватчиками переговоры об освобождении сотрудников посольства. Было также известно, что Израиль намеревался нанести бомбовый удар по Ирану и просил у Джорджа Буша-Мл. предоставить ему боеприпасы с большой глубиной проникновения в твердый грунт и открыть для израильских самолетов небо над Ираком, но Буш-Мл. отказал.

Бережное отношение США к исламскому Ирану и жестокое к государству Хуссейна явили впечатляющий контраст для его соратников. Почему американцы не трогают Иран, который виноват перед ними и оскорбил их? Почему они дважды громили враждебный шиитскому Ирану светский Ирак? Они не знают, как подступиться к мусульманскому государству?

Офицеры Хуссейна извлекли урок из американской агрессии и нашли надлежащий ответ: они противопоставят США государство иного цивилизационного типа. В военном отношении стало ясно, что против армии США выставлять большие батальоны бесполезно, эффективнее будет диверсионная война типа партизанской. В идеологическом отношении ханжеской англо-саксонской демократии будет противостоять первичная суровая форма ислама: тот ислам, который был при жизни Пророка и первых арабских завоеваниях. Это сродни ваххабизму, но в более архаичной и жесткой форме. Это идеологическая инновация. В холодной войне СССР против США идеологии обоих противников имели европейские корни. А теперь контраст идеологий проистекал из цивилизационного различия.

Конечно, внешне это государство должно выглядеть традиционным халифатом. Но важно то, что его построили технически грамотные люди, которые быстро его раскрутили в пространстве компьютерных сетей и в географическом. И им был важно показать свои исконные мусульманские цивилизационные корни. И самым эффектным приемом оказались театрализованные безжалостные казни, производившие рассчитанное впечатление. Иранские аятоллы, в отличие от ИГ, казнили не понемногу и публично, а тюрьмах массово и тайно.

ИГ имеет острую антиамериканскую направленность. Поэтому РФ могла бы заявить о своем нейтралитете с тем, чтобы российские граждане и учреждения не подвергались нападкам ИГ.

Но авторитет доллара и американское влияние в Москве так велики, что подобный вариант даже не рассматривался. РФ сразу побежала впереди американского паровоза, поспешив запретить ИГ на своей территории, отлавливать сочувствующих раннему исламу, бомбить грузовики ИГ и т.д. ИГ породили американцы, а воюют с ним русские.

ИГ, воспользовавшись хаосом, создавшимся при поспешной эвакуации американцев из аэропорта Кабула, нанесло свой террористический удар, равносильный выигранному бою. Война исламистов выглядит, как охота на американского бизона, который и рад бы растоптать докучливых слепней, но найди-ка их.

Цивилизационная война западных демократов и арабских исламистов носит глобальный характер и конца ей не видно. России лучше бы от нее отстраниться.

*Террористические организации, запрещенные в РФ

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх